Воспоминания раннего детства безвозвратно стираются из памяти ребёнка. Малыш не помнит, как впервые увидел мамино лицо, как сделал первые шаги. Смутные картинки первых воспоминаний, как правило, относятся к возрасту 2–3 года.
Феномен младенческой амнезии.
Младенческая амнезия – так называют явление, при котором дети забывают первые годы своей жизни. Это происходит не потому, что память у новорождённых не работает, а потому, что в процессе формирования воспоминаний у младенцев задействован другой механизм запоминания.
Нет сомнений, что новорождённый способен запоминать. Малыш узнаёт мамин голос, запах, получает навыки, которые успешно применяет. Некоторые дети в год начинают говорить, что при отсутствии памяти в принципе невозможно.
В формировании воспоминаний участвуют разные виды памяти:
• автобиографическая – хранит информацию о том, что происходит с человеком в течение жизни;
• семантическая – отвечает за хранение важных данных, например названий городов, стран, предметов;
• процедурная – помогает запомнить действия и процессы, например вождение автомобиля.
Все эти разновидности памяти присутствуют у человека с рождения, ведь младенец способен запоминать названия игрушек, своё имя, ближе к году может выполнять простые действия.
Причины младенческой амнезии.
Тогда почему мы не можем вспомнить то, что происходило до 2–3 лет? На этот вопрос имеются лишь предположения и теории:
1. Первый кризис личности у ребёнка происходит в 2–3 года. В этом возрасте малыш начинает осознавать себя, видеть себя со стороны. Именно в данный момент начинает активно работать автобиографическая память, благодаря которой у ребёнка формируются долговременные воспоминания.
2. Другие исследователи связывают младенческую амнезию с уровнем развития речи. Формирование первых долговременных воспоминаний приходится как раз на возраст 2–3 года, когда ребёнок начинает активно говорить.
3. Ещё одной причиной младенческой амнезии может быть физиология. У детей до 2–3 лет слабо развит гиппокамп – та область головного мозга, которая ответственна за работу памяти. Этот орган начинает развиваться после одного года жизни малыша и окончательно формируется только к 8–12 годам. Таким образом, чтобы снизить нагрузку, головной мозг запоминает только самые важные, яркие моменты из детства.
Каждая из этих теорий логична и обоснованна, однако ни одна из них не может использоваться для объяснения феномена младенческой амнезии.
На формирование детских воспоминаний оказывает влияние и окружение. Ребёнок, получающий достаточно родительского внимания и заботы, быстрее и легче запоминает события своей жизни.
Сказки, стихи, развивающие занятия, беседы с родителями заставляют мозг усиленно работать, что автоматически увеличивает сеть нейтронных связей и расширяет память. Таким образом, ребёнок, с которым регулярно занимаются, способен раньше формировать воспоминания из детства.
Удачи в воспитании детей!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru