Найти в Дзене
gid_artmoskva

Тайна смерти КАРАВАДЖО. Часть 2

Голова Медузы, Микеланджело Меризи да Караваджо (1597) Галерея Уффици, Флоренция
Голова Медузы, Микеланджело Меризи да Караваджо (1597) Галерея Уффици, Флоренция

В соборе Святого Петра нет ни одной работы Караваджо. Однако его дарование было так велико, что картины, отвергнутые церковью, тут же покупались коллекционерами. Так несколько работ Караваджо попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, в том числе знаменитая "Голова Медузы".

И вот уже известнейшие поэты и сановники папской курии заказывают у Караваджо картины, портреты и оказывают ему протекцию в получении заказов.

Караваджо приобретал все большую известность, главным образом за насыщенный колорит с сильными тенями. Он использовал много черного, чтобы придать фигурам рельефность.

Это называется тенебризм.

Фигуры на картинах изображались в рост человека, отчего у зрителя складывалось ощущения полного присутствия. Стоит добавить, что святые выглядели, как сошедшие с римских улиц бродяги: в рваных изношенных одеждах, с узнаваемыми лицами, босыми немытыми ногами.

Мадонна Розария, Микеланджело Меризи да Караваджо (1607) Вена
Мадонна Розария, Микеланджело Меризи да Караваджо (1607) Вена

Молодые римские художники с восторгом бросились ему подражать. В это время опытные и маститые проклинали эту новаторскую манеру, объявив его недоучкой. Дескать, он кроме как с натуры писать не может, что он «залез в погреб и не знает, как оттуда выбраться». Что у него нет декора, воображения, плох рисунок, нет глубины и прочее, прочее, прочее.

Караваджо появился в то время, когда с натуры писали очень мало, а фигуры изображали согласно манере, более удовлетворявшей чувство изящества, чем правды. Это маньеризм, подражание позднему творчеству Рафаэля. Течение, которое появилось между закатом Высокого Возрождения и восходом барокко.

Караваджо мог выразить свое презрение, например, изобразив лошадь на своей картине, повернутой задом к картине своего конкурента ;)

Обращение Савла на пути в Дамаск, Микеланджело Меризи да Караваджо (1601) Рим
Обращение Савла на пути в Дамаск, Микеланджело Меризи да Караваджо (1601) Рим

Надо сказать, что он вообще не испытывал ни малейшего уважения к произведениям других живописцев. Тут надо отдать должное – свои собственные работы он также никогда не хвалил.

При этом человеком он был крайне вспыльчивым, не давал обидчикам ни малейшего шанса.

Наиболее известная биография художника написана одним из его недругов – Джованни Бальоне. В ней говорится, что Караваджо убил на дуэли достойного молодого человека, после чего был вынужден бежать из Рима. Рануччо Томассони, жертва дуэли, покритиковал его картину.

Есть другое мнение - Караваджо убил Томассони из ревности. Из-за Филлиде Меландрони, куртизанки и модели многих картин Караваджо.

Портрет куртизанки, Микеланджело Меризи да Караваджо (1597)
Портрет куртизанки, Микеланджело Меризи да Караваджо (1597)

На этой картине Караваджо изображает себя, убегающим с места убийства. Его можно разглядеть в левой верхней части картины, за правым плечом обнаженного убийцы (на фоне двери)

Мученичество Св Матфея, Микеланджело Меризи да Караваджо  (1599-1600)  Рим
Мученичество Св Матфея, Микеланджело Меризи да Караваджо (1599-1600) Рим

В Риме на него завели дело. Караваджо скрывается от вендетты семьи Томассони в Неаполе. По закону того времени, родственники жертвы могли убить обидчика и привезти в Рим его тело или голову.

По заказу кардинала Шипионе Боргезе Караваджо пишет картину Давид и Голиаф. Отрезанной голове Голиафа он придает черты своего лица.

Давид и Голиаф, Микеланджело Меризи да Караваджо (1610) Галерея Боргезе, Рим
Давид и Голиаф, Микеланджело Меризи да Караваджо (1610) Галерея Боргезе, Рим

В Неаполе Караваджо провел только 9 месяцев. Не чувствуя себя в безопасности, он снова бежит, теперь на Мальту. Караваджо не оставил после себя ни дневников, ни записок. Остается только догадываться, почему он выбрал именно этот остров. Возможно, рыцари ему пообещали защиту от мстительных Томассони.

Есть другое объяснение. Одним из ярых критиков Караваджо в Риме был кавалер Джузеппе Чезаре д’Арпино, прославленный художник-маньерист.

Д’Арпино заявил, что Караваджо пишет маслом, потому что не умеет работать в технике фрески (al fresco). Завязалась ссора. Однако драться на дуэли д’Арпино отказался, сославшись на то, что ему, кавалеру, возведенному в это звание папой, не подобает принимать вызов не кавалера. Такое оскорбление было острее шпаги.

Возможно, он направляется на Мальту с одной только целью приобрести у великого магистра звания рыцаря и кавалера и поквитаться с д’Арпино.

На Мальте работы Караваджо понравились великому магистру, особенно портрет. Он использовал все имеющееся у него влияние, чтобы возвести художника в ранг рыцаря ордена Св Иоанна, несмотря на криминальное прошлое. Через год и один месяц произошло посвящение в рыцари.

Портрет Алофа де Виньянкура, Микеланджело Меризи да Караваджо  (1608) Лувр
Портрет Алофа де Виньянкура, Микеланджело Меризи да Караваджо (1608) Лувр

А еще через несколько месяцев Караваджо оказался в тюрьме. В чем его обвиняли, так и осталось загадкой, в архивах этих записей нет. Но это преступление каралось смертью. В форте Св Ангела сохранилась камера, в которой он сидел, и откуда ему удалось бежать на ближайший к Мальте остров – на Сицилию.

На Сицилии он пребывал в состоянии загнанного волка: спал одетым и держал шпагу под подушкой. Теперь по его следам шли не только Томассони, но и мальтийские рыцари. Однако на Сицилии он тоже работал.

Не находя нигде покоя, Караваджо возвращается в Неаполь и подает прошение папе о помиловании. Но враг, кто бы он ни был, уже в Неаполе. В одном из закоулков на художника напали и изрезали лицо ножом.

Последние месяцы жизни и полное отчаяние. Караваджо решает вернуться в Рим. Он рассчитывал на покровительство Боргезе и прощение папы. Все свое скромное имущество и несколько картин он грузит на небольшое судно. В Порто Эрколе его по ошибке (?) арестовывают, а когда выпускают, судна уже нет.

Джованни Бальоне пишет, что разъяренный, он метался по берегу под палящим солнцем, тщетно надеясь увидеть свое судно. Вечером он слег с лихорадкой и через несколько дней скончался, «умерев также нелепо, как жил».

Рождество со святыми Франциском и Лаврентием (1609) место нахождения неизвестно
Рождество со святыми Франциском и Лаврентием (1609) место нахождения неизвестно

В Неаполе за несколько месяцев до смерти Микеланджело пишет последнюю картину. Судьба последней картины и художника одинаковы.

В «книге мертвых» Порто Эрколе местный священник не оставил записи о его смерти.

Могила художника так и не была найдена.

Часть 1