За трагизмом судеб последнего русского императора Николая Второго и его брата Михаила совершенно не прослеживается фигура ещё одного сына Александра III. Сегодня речь пойдет о Георгии.
Георгий фактически был вторым сыном в семье. Между ним и Николаем был рожден ещё Александр, но тот умер совсем маленьким. А значит, наш герой был вторым в очереди на наследие.
Разумеется, принято говорить, что у родителей не может быть любимых детей, что любовь распространяется равномерно. Но по секрету многодетные мамы и папы подчас сознаются, что невольно есть любимчики, хоть они и стараются не дать развиться этим предвзятостям. Окружающие замечали, что императрица Мария Федоровна более всех детей расположена к своему сыну Георгию. Он и правда, рос на радость. Умный, крепкий, здоровый, веселый мальчик. Любознательный и открытый. Ещё было заметно, что он унаследовал природную грацию и Романовых, признаться, виделся современникам, самым красивым из братьев.
Какая судьба могла ждать второго сына в императорской семье? Разумеется, военное дело. Но воспитание при этом давалось разностороннее. Наравне со старшим братом-наследником, с которым у них была возрастная разница менее трех лет, Георгий изучал языки, историю, политические науки, географию и весь набор дисциплин. Осталось родителям выбрать только направление в военной науке. И отец выбрал.
Георгий Александрович поступил во флот. Когда Николай путешествовал в Японию, то брат был одним из членов экипажа на том корабле. Нес полноценную службу. Но уже тогда было известно, что Георгий болен туберкулезом. Не отправлять в плавание было нельзя, более того, была мысль, что на пользу ему пойдет теплый морской воздух. Но чуда не происходило. Наоборот, необычный слишком влажный климат усугубил ситуацию. В один из дней плавания оказалось, что Георгий не может не только нести вахту, но и вообще продолжать плавание. Как ни просил он времени, чтобы восстановиться, было решено отправить его домой. Стало понятно, что вожделенный флот не станет для него главной жизненной стезей.
Но и не о профессии речь. Тут всё волнение посвящено тому, чтобы Георгий выжил. Недуг можно было только притупить. Лечить его в те времена полноценно не умели. В начале 1890-х его отправили в Грузию. Надежда оставалась на целебный кавказских горный воздух. Ему и правда там стало лучше, чем в Петербурге. Было решено, что в столицу ему лучше не возвращаться, чтобы не прерывать восстановительный процесс. Даже смерть отца не стала поводом для возвращения.
Георгий жил жизнью простого обывателя, без планов на будущее, без особых дел в настоящем. Он читал книги, в том числе и по привычному ему морскому делу, но это всё становилось для него лишь теорией. Больше времени он проводил гуляя, встречаясь с друзьями. К нему регулярно приезжали родственники. Несколько раз была мать.
Однажды Мария Федоровна даже решила ненадолго вывезти сына на свою Родину. Они поехали в Данию. Возможно, все же вынашивали планы женить сына. У Николая сыновей не было, а значит следует укреплять позиции Георгия. В Датском королевстве выход в великосветское общество мог обозначить горизонт претенденток. Но уж очень тяжелой поездкой оказалось. Еле выходили. Вернули на Кавказ. Других попыток вывезти его не было.
Он и жил, дышал горным воздухом, разъезжая на своем трицикле. Вдруг пошла кровь горлом. 28-летний наследник русского престола умер. На фоне туберкулеза у него развились еще многие заболевания. В таком количестве, что нет даже возможности гипотетически предположить, что случилось бы, если б Никола отрекся в пользу Георгия а не Михаила.
*Подписывайтесь и ставьте лайк. Это очень важно.