Испанский триллер «Венецияфрения» (2021) хранит в себе секрет, который не был замечен кинокритиками, предпочитающими обращать внимание лишь на внешнюю сторону дела. Мол, мы имеем дело с криминальным сюжетом, когда группа радикалов «ополчилась» на туристов.
В итоге все смыслы этого фильма поспешно сведены к выводу о том, что Алекс де ла Иглесиа («Печальная баллада для трубы») создал не слишком удачную импровизацию на тему итальянского джалло. Столь же ошибочно было мнение и относительно «Убийств в Оксфорде»» - фильма, некогда ложно принятого за «английский детектив».
И в обоих случаях очень много зашифровано и спрятано между строк. Попытаемся обнаружить, что же именно там кроется. Начнем с того, что Венеция как город-легенда имеет несколько «проекций». Например, существует особая разновидность «венецианского триллера». В качестве примера можно привести ленты «Кто видел её смерть» (1972) и «Потерянная душа» (1976).
Но в то же самое время Венеция является оплотом т.н. «Северного блока» - антиатлантических евроскептиков, даже не пытающихся скрывать свои симпатии к России. По этой причине в фильме в одной из сцен можно увидеть бегающего по улице «медведя».
Опять же весьма странно, что никто из обозревателей не обратил внимания на оставленные подсказки, которые позволяют трактовать часть «костюмированных персонажей», как антигероев из «мира Готема».
Арлекин - почти точная копия Халри Квинн. Стало быть, паяц Риголетто – это отсылка к Джокеру. А потому стоящий во главе организации заговорщиков «Чумной доктор» должен толковаться как аллюзия к лидеру «Лиги теней» Рас Аль Гулу. А потому все показанные вам в фильме события не имеют никакого отношения ни к джалло, ни к слэшерам.
Это очередная уловка режиссера, который хочет заставить вас думать, что речь пойдет о столкновении «местных» и «понаехавших», что через «Соломенных псов» перекочевало в особый вид криминальных фильмов («Туристас», «Райское озеро» и т.д.)
Здесь мы вплотную подходим к главной загадке этого фильма. Дело в том, что главные герои не должны были быть испанцами. Раздражающими всех туристами являются британцы. Однако расправа именно с подобными действующими лицами сделала бы тайные смыслы ленты слишком очевидными.
В итоге, используя возможности моделей из классического нуара: «человек, которого не было» и «место, откуда нет выхода» (в фильме открыто говорится: «Это - не город, а какой-то лабиринт») – создается геополитический триллер, выведенный на уровень символов и аллегорий.
Венеция представлена как кусок суши, отчаянно противостоящий океану. Не случайно показаны протесты, направленные против туристов, прибывающих именно на лайнерах, но не поездами. Посмотрите этот фильм с допущением, что это про злоключения «британцев». И многие вещи сразу же обретут внутреннюю логику.