Ну что, город постепенно успокаивается, падает на ходу после шумных празднеств, усмиряя темп автомобильного движения. В домах гаснут окна и первый день нового года встречает нас пустыми улицами и тишиной, которая продлится практически до вечера, чтобы вновь оглушить петардами и фейерверками вечернее небо в продолжении новогодних гуляний.
А мы начинаем наш год с обращения к книге Судей, одной из противоречивых страниц в истории израильского народа, переданной нам без предвзятых мнений и описывающих многие неприглядные и печальные страницы жизни народа, который поступал, "как ему казалось справедливым".
Сегодня мы обратим внимание на одну неоднозначную фигуру, кому предстояло однажды стать спасителем народа в час великого горя, нужды и отчаяния. Это Иеффай.
С именем Иеффая связан эпизод наиболее известный, как приношение единственной дочери в жертву. Богословы спорят до сих пор о значении опрометчивого обета Иеффая, и приводят убедительные аргументы в пользу двух точек зрения, где в первом случае отец принес дочь в жертву, а в другом, она отправилась в добровольное заточение/служение, при этом лишенная права выйти замуж и оставаясь девой до конца своих дней. Аргументы убедительны, так что ситуация остается неясной до сих пор, что произошло с дочерью на самом деле. Так или иначе, сам текст не делает конкретных выводов, и нам остается только гадать, что же на самом деле истинно? На фоне строгого запрета человеческих приношений вторая точка зрения на мой взгляд более предпочтительна. Но наша тема сегодня не об этом.
В истории с Иеффаем привлекает внимание другое. Происхождение этого человека является не самым выдающимся. Книга Судей говорит, что он был сыном блудницы и в соответствии с Левитскими законами, не мог быть причислен к обществу своего народа, даже несмотря на то, что его отцом был израильтянин. У Галаада, отца Иеффая, были еще сыновья, рожденные в законном браке, и именно они решили воспользоваться Моисеевым правилом, изгнали сводного брата из семьи и лишили его прав на получение наследства.
Иеффай поселился в одной из земель, где и вел свою, мягко говоря, деятельность. По природе, будучи могучим воином, он привлек к себе людей праздных, потерявших в жизни ориентиры (vital signs) и сколотил своего рода банду, занимаясь разбоем. "И убежал Иеффай от братьев своих и жил в земле Тов; и собрались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним." (Суд. 11:3) Один из переводов приводит такой вариант данного текста "Затем Ифтах сбежал от своих братьев и жил на территории Това, где завербовал банду хулиганов, которые ходили с ним в набеги."
Вот тут и начинается наша история. К моменту, когда Иеффай промышлял разбоем, израильтяне в который уже раз стали "делать злое пред очами Господа", что опять привело к зависимости и полной оккупации своих земель аммонитянами и филистимлянами. На 18 лет народ попал в страшную зависимость от злейших врагов, платя дань, теряя прибыль, пребывая в страхе день и ночь. Рано или поздно, такое положение привели израильтян к осознанию своего отчаянного положения, и не видя выходя они возопили к своему Богу.
"И возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам." (Суд.10:10)
Интересен в этой ситуации ответ, который получили они на свои мольбы.
"И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне, и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, и когда вы взывали ко Мне, не спасал ли Я вас от рук их? А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время." (Суд.10:11-14)
Бог все же решил избавить народ от ига аммонитских царей, но сделал это самым изысканным способом, призвав стать спасителем человека отверженного, презренного, на которого смотрели свысока и в то же время боялись. Горькая ирония отрывка является антитезой отношения израильтян к своему Богу с одной стороны, и обращением за помощью к Иеффаю с другой. Иеффай в данном случае становится прообразом отвергнутого, забытого, презираемого Бога, и в тоже самое время единственной надеждой на спасение.
"Во время войны Аммонитян с Израильтянами пришли старейшины Галаадские взять Иеффая из земли Тов и сказали Иеффаю: приди, будь у нас вождем, и сразимся с Аммонитянами." (Суд.11:5-6)
Представьте себе, как надо было сбить с себя спесь, переступить через гордыню, предвзятое отношение, сесть на своих осликов и поехать просить помощи у человека, лишенного в свое время всех прав, терпящего высокомерное и унизительное презрение от своих собратьев. Иеффай, становится тем, к кому старейшины обращаются, как к воину, вождю, закрепившему за собой право этим воином быть.
Отвергая и забывая своего Бога, израильтяне в час великой нужды взывают к Нему о помощи, отчетливо сознавая, что только Он может по-настоящему вырвать их из лап жестоких аммонитян. Годы забвения, отвержения, не прошли бесследно, и теперь, желая напомнить им о тягостном чувстве, одиночестве, унизительном положении, Бог отправляет послов к человеку, которого они унижали и забывали много лет, но без которого в данный момент им просто не обойтись.
Если желаете поддержать любимого блогера, буду искренне благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243