Найти тему

Дети и выбор

Моя Варя на новогоднем отдыхе
Моя Варя на новогоднем отдыхе

Увезли детей к морю. Дали пожить в режиме без расписаний. Я смогла больше за ними наблюдать, фиксировать, ставить галочки в моём внутреннем списке «навыки для будущей самостоятельной жизни без родителей».

Варя собирается в парк аттракционов. Надевает кофту задом наперёд. Сознательно. «Я буду ходить так!» И смотрит на нас, ждёт реакции. Знает, что это нарушает какие-то нормы. Проверяет. Говорю: «Окей».

Задом наперед вид спереди
Задом наперед вид спереди

Она так уже одевалась, и мы это уже позволяли. Когда только исполнилось 3 года. Когда начался период «Я сама». Надела так куртку не специально, а потому что в первый раз, по-другому не смогла тогда. Радости не было предела. Разве можно эту искру счастья самостоятельности тут же загасить вот этим: «Нет, так неправильно, это задом наперёд, давай я переделаю». Никак нельзя. Мы поздравляли: «Класс! Сама надела! Сама нашла рукава!»

Это потом, когда она сделает это ещё раз и ещё, я скажу: «Смотри, ты уже научилась находить рукава, сама надеваешь куртку. Давай покажу, как надеть так, чтобы перед был спереди». Там будет самое время, там не будет её протеста. А вот залезь я с этим «правильно» сразу, протест будет, потому что ожидается другое, ожидается одобрение на «я впервые смогла!» Именно так и обретается навык.

Теперь всё иначе. Теперь она изучает границы дозволенного и границы, на которые распространяется её выбор. Сезонность одежды (шапка зимой) — наш, родительский выбор, потому что это про безопасность и здоровье. Всё остальное в этих пределах — её выбор. Даже если она выбирает абсолютно несочетаемое, я могу сказать, что, на мой взгляд, «к этим шортам подходит вот эта футболка», но всё равно выбор будет за ней. Довольно часто она сама спрашивает совета. А вот задом наперёд — это акт, и это развивающий момент, именно тут я могу дать посыл: «У тебя есть выбор». И чем она будет старше, тем больше будет возможностей для выбора.

Задом наперед вид сзади
Задом наперед вид сзади

В таком вот виде, задом наперёд, но довольные собой (она — потому что ещё на полшишечки испытала самостоятельность, я — потому что поставила ещё одну внутреннюю галочку) стоим в кассе за билетами в парк аттракционов. И (о чудо!) судьба преподносит мне, родителю, подарок. Ещё одна возможность для развития. Теперь — для развития сравнения, анализа, а значит, критического мышления. Рядом русская семья. Девочка видит Варю и пытается тоже надеть свою кофту задом наперёд. Мама тут же: «Ты что, с ума сошла? Будешь как чучундра ходить?» «Мам, а вон она... мам, я тоже так хочуууу!» «Ага, и трусы на голову ещё!» Резкими движениями надевает на дочку кофту так, как было, застёгивает молнию, едва не прикусив кусок шеи, девочка вовремя опрокидывает голову назад. Девочка, понурив голову, всхлипывает.

Варя, прижимаясь к моей ноге: «Мам, а чучундра — это что за существо? Расскажи, она где живёт? А чем питается? А ножек сколько?» 😂😂😂

PS Есть, кстати, очень классная книга Эстер Войджицки "Как воспитать успешного человека", перевод дурацкий, на самом деле книга называется "The Woj Way", я бы перевела "Воспитание по-Войджицки", и это не про успешный успех, наоборот, это про воспитание самостоятельного человека, и там очень много про проживание им неуспеха в том числе. Так вот эта книга - хардкор для гипер-опекающих родителей, Эстер идёт дальше, чем я, она даже не наденет шапку, если, ребёнок, одеваясь, это не смог (но делаем скидку на то, что дети воспитываются в Долине).

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.