Городок Хост сильно раздражал вождей мятежников Афганистана. Здесь расположилась дивизия афганских войск, командовал которой генерал-майор Асеф. Он имел равно хорошие отношения с властью и местными жителями. Даже создал местное «ополчение», которое готово было встать ему на помощь в случае нападения душманов.
На 1986 год мятежники имели в этом округе самую крупную базу Джавара. От неё до Пакистана было всего 2 км, что давало возможности бесперебойного снабжения оружием. Именно с неё планировалось нападение на Хост. Это была отличная возможность убрать Асефа и забрать значительные территории. А там уже можно было бороться и за власть над страной.
Правительственным войскам была поставлена задача разгромить мятежников. Разумеется, в содружестве с советскими силами. Генерал Варенников помощь пообещал. Разработали совместный план операции.
Во главе афганских сил назначили замминистра обороны Азими. Планировалось высадить элитное подразделение Афганской армии на высоту Даригар, от которой до базы было всего километра три. Наши советники были против, опасаясь низкой квалификации афганских вертолётчиков. Азими решил по-своему. Оттуда требовалось подавить огневые точки врага и в дальнейшем принимать наступавших.
Как и опасались наши военные, афганские лётчики совершили «невероятное» десант был высажен на Пакистанской территории, за базой Джавара! Трое суток боя и попытки «стряхнуть» идущих по пятам преследователей. Из 80 элитных бойцов прорвалось всего 17. Дотянув до базы в Тани, они плакали от злости и обиды. А ещё очень хотели увидеть Азими, который неожиданно быстро улетел в столицу. Приказ арестовать командира вертолётчиков он дал, но к этому времени того уже нигде не могли найти. Что случилось тогда, так и не стало известным. Но в светлое время суток высадить десантников вместо высокой горы за пределами Афганистана было невозможно.
Для наших войск переброска части сил из Джавары против коммандос относительно облегчила ситуацию. Но всё же первоначальные попытки выйти на вершину Даригар не давали результата. Пока шла огневая «обработка» позиций, душманы таились в пещерах, как только становилось тише они тут же поднимались наверх.
Сдвинул ситуацию «с мёртвой точки» подполковник Михаил Караев. Ночью он сумел со своими бойцами забраться на высоту и затаиться. При первых проблесках рассвета они пошли в бой. Мятежники отступили уже через несколько минут.
На Джавару шли по дороге в ущелье с ровным дном, длиной около 2 км. На третий день от начала наступления базу взяли. Это была 41 пещера в скалах. Каждая 10 м в глубину, 3 в высоты и 4 в ширину. Стены обложены кирпичом. Везде есть электричество. На входах мощные железные ворота. Здесь же находилась мечеть и госпиталь, оборудованный по последнему слову американской медицинской техники. Быт отлично обеспечивала хлебопекарня и снабжение провизией с Пакистана.
В складских помещениях военного назначения было буквально всё. Оружие, произведённое не только в США, но и во многих странах Европы. Наткнулись в боксе обслуживания даже на танк, который оказался абсолютно исправным. Видимо для особо дорогих гостей стоял отдельный красивый дом с роскошной обстановкой.
Как только наши появились в Джаваре, тут же нахлынули машины из дивизии Асефа, и пошло разграбление. Они загружали всё ценное и шли прочь. Разобрали и увезли афганцы даже кирпичные стены. Рядовые забирали то, что можно было унести на себе.
Всё оружие наши вывезти физически не могли. Поэтому оставшееся решили взрывать вместе с пещерами. Времени давалось всего 4 часа. Поэтому пещеры разделили между советскими сапёрами из 45 полка 40-й армии и афганцами. Взрывали тем, чем хватало времени – противотанковыми минами, уложив в каждую пещеру по 200 штук.
Вскоре на базе остались только сапёры. Времени почти не оставалось, работа при этом была крайне трудоёмкой. К 17.00 командование дало приказ уходить в сторону Тани. Следовало поторопиться, поскольку при отходе войск душманы обязательно шли позади, высматривая отставших для уничтожения.
Когда наши отходившие отряды стали «откатываться» прямо через базу, командир сапёров дал приказ на срочный отход. Афганцы тут же побросали работу и попрыгали на «броню». Наши сапёры работали ещё минут 20. Только когда они услышали «душманы рядом, уходим», стали появляться к месту сбора.
Посмотрели, все ли на месте, и рванули в сторону базы. Теперь можно было докладывать Варенникову, что операция прошла успешно.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.