Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 16-ой главы Евангелия от Иоанна.
В семнадцатой главе Спаситель продолжает свою речь. Он говорит:
“Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя” [Иоанн 17:1],
добавляя:
“Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить” [Иоанн 17:4].
Иисус утверждает:
“Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё” [Иоанн 17:6].
Я, честно говоря, не помню, что где-то в текстах Евангелий было некое имя Бога, которое Христос открывал ученикам. Вероятно, это тайное наименование, доступное только им самим, и не раскрываемое для остальных. Заметьте, здесь речь идет только о тех людях, что Бог дал Спасителю.
Дальше он продолжает мысль:
“Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои” [Иоанн 17:9].
Получается, что все остальные для Иисуса безразличны? Он просит Бога сберечь именно их, т.к. сам он из мира уходит, а они остаются:
“Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание” [Иоанн 17:11-12].
Его опасения не напрасны:
“Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла” [Иоанн 17:14-15].
В конце главы Христос раздвигает границы своей защиты:
“Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их” [Иоанн 17:20].
И поскольку здесь не дается никаких ограничений, то эту фразу можно воспринимать, как возможность для любого человека стать христианином, тем более, что дальше Спаситель добавляет:
“да уверует мир, что Ты послал Меня” [Иоанн 17:21],
и далее:
“и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня” [Иоанн 17:23].
Однако, я бы не торопилась радоваться, ведь эти два указания могут значить лишь то, что мир должен знать, что Иисус приходил к евреям, а не то, что он являлся ко всему миру. Тем более, никто не отменял фразы самого Христа из Евангелия от Матфея:
“Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” [Матф. 15:24].
В конце главы Спаситель повторяет, что открыл имя Бога избранным:
“И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” [Иоанн 17:26].
Обратите внимание, евангелист Иоанн описывает события Тайной вечери на протяжении пяти глав, начиная с 13, но нигде не указывает на таинство отождествления хлеба с телом и вина с кровью. Интересно, он не посчитал данный факт важным или, просто, забыл?
А мы с вами прервемся до следующей публикации, где нас ждет 18-ая глава Евангелия от Иоанна.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь