Бытует мнение, что работа психолога начинается тогда, когда клиент приходит на консультацию оффлайн или выходит в сеть. Это совсем не так. Моя работа, например, начинается уже тогда, когда я отвечаю на звонок или читаю сообщение в телефоне. Имеет значение всё! - и как обращается человек, и какие речевые конструкции использует, и тон разговора, и все интонации, темп и тембр голоса, паузы, и даже знаки препинания. Я вслушиваюсь в речь, вчитываюсь в текст, и на какой-то подкорке начинаю чувствовать человека кожей. То, что в психологии называют подстройкой, и даже есть технологии ее налаживания (особенно хорошо, на мой взгляд, это раскрыто в НЛП), за долгие годы практики превращается в автоматизм. Создается ощущение, что за считанные минуты начинаешь существовать с человеком на одной волне - считывать его волнение, переживания, стеснение или, напротив, самоуверенность, амбициозность, апломб...Этих мгновений вполне хватает натренированному мозгу и всем сенсорным системам понять и ощутить, на каком уровне существует проблема, хватает ли мне компетенций, чтобы помочь клиенту, подхожу ли я ему как специалист, а он мне - как клиент...Так рождается начальный рабочий контакт и намечается путь работы. И да, иногда я ошибаюсь. Или, скорее, немного спешу с умозаключениями. Ожидаю увидеть увидеть робкого, нерешительного человека, а на консультации воочию вижу силу духа и твердость во взгляде и про себя тихонько радуюсь) - есть на что опереться в работе, много внутренних ресурсов. И, напротив, порой бывает так, что в ходе консультации напористость и уверенность сменяются усталостью и болью...Это удивительно, и мне, к этому, наверное, никогда не привыкнуть, вдруг в солидном взрослом человеке, управленце с командой в 500 человек, увидеть испуганного и одинокого ребенка...А это, как правило, предполагает работу психолога с ранними детскими травмами.
В заключении хочу сказать, что работа психолога невероятно интересная, тонкая, почти филигранная. За время практики у каждого специалиста складывается своя система считывания информации о клиенте. Я, к слову сказать, как только слышу в речи обращающегося человека местоимения "мы", "у нас", "мы хотим" (например, когда звонит женщина по поводу ребенка или мужа, страдающего от алкоголизма), почти на 100% предполагаю, что работа будет в том числе и с созависимостью или симбиотическими отношениями... Будет здорово, если коллеги поделятся своими наблюдениями.
Автор: Лазарева Елена Валентиновна
Психолог, Медицинский психолог- консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru