Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 14-ой главы Евангелия от Иоанна.
Пятнадцатая глава полностью посвящена речи Иисуса, обращенной к апостолам. Она начинается с того, что он называет себя виноградной лозой, а Бога - виноградарем, который срезает все неплодоносящие ветви, и ухаживает за плодоносящими:
“Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода” [Иоанн 15:1-2].
И добавляет, что сами ученики уже очищены:
“Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам” [Иоанн 15:3].
Он объясняет, что апостолы - это ветви:
“Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” [Иоанн 15:5].
Христос повторяет заповедь, которую уже озвучил в 13 главе:
“Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” [Иоанн 15:12-13].
Спаситель объясняет, что теперь ученики, которым он рассказал все, больше не могут называться рабами, а становятся друзьями:
“Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего” [Иоанн 15:14-15].
Любопытно, что в изложении Луки, Иисус настаивает на названии “рабы”:
“когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»” [Лука 17:10].
Иисус добавляет, что грех лежит на всех, кто его ненавидит. Если бы он не пришел - то не было бы греха, а т.к. пришел, то есть:
“Если бы Я не пришёл и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своём” [Иоанн 15:22].
Вот, кстати, любопытный момент, если не имеют извинения, то каяться бессмысленно? Или все же есть шанс замолить грех, если они поверят? Хотя, сам Спаситель ни о какой возможности замаливания грехов нигде не говорит.
Завершается глава повторением обещания прислать Утешителя - Духа Истины. которого толкователи считают Святым Духом:
“Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” [Иоанн 15:26].
В следующей публикации нас ждет 16-ая глава Евангелия от Иоанна.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь