Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Семь самых необычных СВ, в которых я прокатился за год

Оглавление

Вагоны с двухместными купе (СВ) в последние годы стали, пожалуй, самым разнообразным типом спальных вагонов в России. За последний год я проехал в самых интересных вагонах этого типа.

Вагон СВ из поезда «Гранд Экспресс». Фото: Гранд Экспресс / ВК
Вагон СВ из поезда «Гранд Экспресс». Фото: Гранд Экспресс / ВК

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Аммендорф

Вагон 1994 года выпуска. Еще каких-нибудь лет десять назад, большинство СВ в России были такими, но теперь немецкие купейные вагоны и СВ в родных «шоколадных» оттенках становятся раритетом. Россия закупала такие вагоны до 1994 года (СВ) и 1996 года (купе). Это значит, что наступает предельных год их службы (28 лет) и их либо списывают, либо отправляют на глубокую реновацию. Это обидно, потому что и сегодня эти вагоны отлично показывают себя – и по климату, и по эргономике купе. И, конечно же, это просто ностальгия.

В регулярных поездах таких вагонов не осталось. Летом чудом удалось наткнуться на этот вагон в составе дополнительного поезда №587/588 Москва – Керчь перевозчика «Гранд Сервис Экспресс». Я прокатился в этом вагоне с Киевского вокзала Москвы до Тулы. Время в пути составило 10 часов.

Вагон СВ производства завода Аммендорф 1994 года выпуска
Вагон СВ производства завода Аммендорф 1994 года выпуска
Вагон СВ производства завода Аммендорф 1994 года выпуска
Вагон СВ производства завода Аммендорф 1994 года выпуска

Рускеальское купе

В купейном вагоне, который курсирует по маршруту Москва – Горный парк Рускеала, первое купе имеет двухместную планировку СВ. Интересно, что сам вагон сделан как раз на базе старого Аммендорфа. Люстры, картины, барометр, витражи с подсветкой – все это создает особую атмосферу путешествия. Вагон оборудован генератором, что позволяет ему получать питание даже во время длительных стоянок и при работе под паровозом. За счет этого в вагоне всегда комфортный климат и не отключается ни вентиляция, ни кондиционер, ни розетки. Очень удачное решение.

Вагон курсирует ежедневно в составе поезда №159/160 Москва – Петрозаводск по маршруту Москва – Горный парк Рускеала через Петербург, Выборг, Сортавалу. Летом в состав беспересадочной группы включает по два таких вагона. Перевозчик – ДОСС РЖД.

СВ в беспересадочном вагоне Москва – Рускеала
СВ в беспересадочном вагоне Москва – Рускеала
СВ в беспересадочном вагоне Москва – Рускеала
СВ в беспересадочном вагоне Москва – Рускеала

«Золотой» СВ

В сентябре 2022 года по тому же маршруту Москва – Горный парк Рускеала был запущен отдельный вагон СВ, который был произведен не в Германии (как Аммендорф), а на Тверском вагоностроительном заводе. Однако здесь чувство вкуса отказало создателям. Вместо симпатичного серо-зеленого интерьера были выбраны какие-то коричнево-золотые оттенки. Кроме того, вагон явно не доведен до ума. У меня не закрывались жалюзи (шторки), некорректно работало освещение и система вентиляции. Из явных плюсов – в каждом СВ есть телевизор с внушительной фильмотекой, а в вагоне душевая кабина в одном из купе.

Несмотря на то, что у меня остались не очень хорошие впечатления от поездки в этом СВ, этот вагон достоин внимания. Он отличается оригинальным дизайном кому-то наверняка понравится. Перевозчик – ДОСС РЖД.

Вагон СВ Москва – Рускеала
Вагон СВ Москва – Рускеала
Вагон СВ Москва – Рускеала
Вагон СВ Москва – Рускеала

«Мегаполис»

В частном поезде «Мегаполис», который курсирует между Петербургом и Москвой, СВ бывают двух видов. Поновее – с белыми стенками и постарше – «шоколадного» оттенка. Мне больше нравятся вторые. «Мегаполис» сохранил интересные «фишки» – необычную оранжевую ливрею, шторы, собственное поездное радио, белье в стилистике поезда. Мне нравятся контрастные сине-оранжевые цвета, которые применяются в интерьерах. Кроме того, как по мне, то обслуживание здесь на существенно более высоком уровне, чем у конкурентов. При покупке билета бизнес-классах тут принесут теплый завтрак.

Поезд «Мегаполис» курсирует каждый день под номером 19/20. В его составе всего два или три вагона СВ в зависимости от сезона. Перевозчик – «Тверской экспресс».

Вагон СВ частного поезда «Мегаполис». Фото: Марк Рыбак
Вагон СВ частного поезда «Мегаполис». Фото: Марк Рыбак
Вагон СВ частного поезда «Мегаполис»
Вагон СВ частного поезда «Мегаполис»
Вагон СВ частного поезда «Мегаполис»
Вагон СВ частного поезда «Мегаполис»

СВ как в «Вокзале для двоих»

Недолгий период летом 2022 года в составе поезда «Гранд Экспресс» сообщением Петербург – Москва курсировал необычный вагон СВ. Места в этом вагоне были размещены друг над другом, а купе попарно соединены между собой через умывальное помещение, где находится раковина и полноценный душ. Нижняя и верхняя полки в таких вагонах существенно шире, чем в стандартных. Они превращаются в полноценную кровать.

Раньше этот вагон включали в составы туристических поездов, но поскольку летом был большой спрос на поездки между Петербургом и Москвой, его поставили в состав поезда №53/54 перевозчика «Гранд Сервис Экспресс». Вагон примечателен еще и тем, что в вагоне похожей планировки встречались герои Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко в фильме «Вокзал для двоих».

Я не смог в точности определить, кто и когда произвел этот вагон. На корпусе вагона красуется штамп ТВЗ, но насколько мне известно Тверской завод таких вагонов не делал. Зато делал Вагоностроительный завод имени Егорова в Ленинграде в 1978 году. Настоящее ретро!

Исторический ретровагон СВ
Исторический ретровагон СВ
Исторический ретровагон СВ. Фото: «Гранд Экспресс» / ВК
Исторический ретровагон СВ. Фото: «Гранд Экспресс» / ВК
Исторический ретровагон СВ. Фото: «Гранд Экспресс» / ВК
Исторический ретровагон СВ. Фото: «Гранд Экспресс» / ВК

«Вертикальное» СВ

Вагоны СВ с расположением полок друг над другом курсируют не только в «Гранд Экспрессе», но и в поезде «Экспресс». Эти купе не соединяются друг с другом, здесь нет общего умывального помещения, но в каждом купе расположен индивидуальный умывальник, а также шкаф для вещей и одежды. В остальном планировка очень похожа. В «Экспрессе» великолепные завтраки и ужины, которые включены в стоимость поездки. А в одном из таких вагонов купе продаются только на одного пассажира.

Вагоны делались в Твери и дорабатывались на предприятии «Циркон – Сервис», которое занимается переоборудованием пассажирских вагонов. В идентичной планировке они встречаются в поезде №3/4 «Экспресс» (на фото) и №53/54 «Гранд Экспресс». Поезд «Экспресс» обслуживает Федеральная пассажирская компания. Причем в «Гранде» часть таких вагоны прошли реновацию.

Вагон СВ в поезде «Экспресс»
Вагон СВ в поезде «Экспресс»
Вагон СВ в поезде «Экспресс»
Вагон СВ в поезде «Экспресс»
Вагон СВ в поезде «Экспресс»
Вагон СВ в поезде «Экспресс»

Фиолетовый вагон

Кстати, о реновации «Гранд Экспресса». В прошлому году поезду исполнилось 17 лет. В компании решили, что пора обновить вагоны, и сделали редизайн – как изнутри, так и снаружи. Вагон получил новую ливрею и принципиально иной интерьер – не такой, как раньше. Теперь здесь преобладают фиолетовые цвета. К концу 2022 года всего несколько вагонов имели такую цветовую гамму. Вероятно, в течение 2023 года их обновят все или почти все. А учитывая, что в «Гранд экспрессе» вагоны пяти разных типов, думаю, может получиться интересно.

Вагон СВ поезда «Гранд Экспресс» в обновленном дизайне
Вагон СВ поезда «Гранд Экспресс» в обновленном дизайне
Обновленный дизайн вагонов СВ поезда «Гранд Экспресс»
Обновленный дизайн вагонов СВ поезда «Гранд Экспресс»