Найти тему
Флагман-ньюс

Как теплоход «Фрязино» стал «Евгением Онегиным»

Теплоход в любимом миллионами зрителей фильме «Полосатый рейс» стал практически таким же полноценным действующим лицом картины, как и остальные участники съемок ─ артисты-люди и артисты полосатые-хвостатые.

В фильме он называется «Евгений Онегин», в то время как на самом деле это был теплоход «Фрязино». Но начиналось все на сухогрузе «Матрос Железняк» в Ленинграде.

Он был специально зафрахтован для знакомства тигров с теплоходом и предварительных репетиций. Пожалуй, за всю свою морскую службу старый «Матрос» не принимал на борт столь странный груз: ранним июньским утром 1960 года к стоящему на Неве сухогрузу подъехали грузовики с клетками, в которых находились полосатые артисты - десять тигров знаменитых дрессировщиков Маргариты Назаровой и Константина Константиновского.

Позже тигровую компанию разбавили львом Василием Васильевичем из Ленинградского зоосада, которого почему-то все фамильярно называли Васькой, и двумя обезьянами шимпанзе ─ Пиратом и Чилитой.

На «Матросе» тиграм дали вдоволь нагуляться по теплоходу, научили ходить по трапу. А уж затем перешли к первым репетициям.

Медведи превращаются в ... тигров

Но вернемся к основе основ любой кинокартины ─ сценарию. Авторами сценария «Полосатого рейса» стали драматург Алексей Каплер и писатель Виктор Конецкий ─ к слову, профессиональный моряк, капитан дальнего плавания.

Именно на его случае, хотя и сильно измененном, базируется весь сценарий. В той, реальной истории главными персонажами были не тигры, а медведи, которых эпипаж вез с острова Врангеля в Мурманск, для цирка. Одному из них удалось выбраться из клетки, и он начал метаться по палубе. Команде еле удалось загнать его обратно, вооружившись пожарными шлангами.

Поскольку Конецкий был начинающим сценаристом, его «укрепили» опытным Каплером, который сразу предложил ввести любовную линию – взаимоотношения между буфетчицей и старпомом. Действительно, сложно представить, как можно было бы удержать внимание зрителей на протяжении всего фильма только вокруг ситуации с тиграми, если бы не бесконечные пикировки Марианны и Олега Петровича и ее желание насолить старпому, чтобы таким образом обратить на себя его внимание.

Животный страх людей и человеколюбие тигров

Наверное, всем, кто хоть раз интересовался, как снимали знаменитый фильм, хорошо известна шутливая фраза режиссера Владимира Фетина «постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...».

Как известно, в каждой шутке есть доля истины. Снимать фильм с хищниками было и правда тяжело, а временами страшно. Это хорошо помнят члены съемочной группы и артисты. Если внимательно посмотреть на архивные фотографии, можно увидеть, что во время съемок сцен с тиграми оператор обычно сам сидел в самой настоящей клетке или каком-то другом укрытии. Поэтому после съемок операторы шутили, что провели за решеткой весьма приличный срок.

А как быть артистам? Поначалу и речи не было о том, чтобы их снимали в сценах с хищниками без дублеров. Но потом осмелел Алексей Смирнов и стал сам убеждать режиссера снять эпизод в радиорубке, когда тигр пытается прорваться к радисту. Убеждал долго. И убедил. Любимый тигр Маргариты Назаровой Пурш благосклонно (насколько смог) отнесся к тому, что его изо всех сил тянул за хвост вахтенный матрос Валя Кныш - герой Алексея Смирнова. И даже не огрызнулся на такое обращение.

А вот Евгений Леонов серьезно опасался «полосатых чертей» и был категорически против съемок сцены в ванной, где он должен был встретиться с тигром один на один. Это уже сейчас история «обросла» байками про то, что Леонов согласился сниматься только при условии, что между ним и тигром будет непробиваемое стекло. Никакого стекла там не было. И условия такого не было.

Евгения Павловича долго уговаривали, говорили, что Пурш – тигр особенный, спокойный и послушный. Наконец, Леонов переборол свой страх и согласился, эпизод сняли. Потом, правда, пришлось убеждать министра культуры Фурцеву, что кадр с голым задом обязательно нужно оставить.

Мотор! Снято!

К слову, дублей со зверями в фильме почти не было ─ были варианты: попробуйте заставить зверя дважды одинаково выполнить одно и то же задание. Вся группа во время съемок сцен с животными была в некотором дополнительном напряжении, чтобы мгновенно среагировать на тот или иной неожиданный поворот.

Но это главным образом относилось к тиграм. С шимпанзе все было проще и легче: Пират охотно слушал режиссера, позировал, выполнял все, что от него требовали. Съемочная группа даже шутила, что Пират явно ознакомился со сценарием и тот ему, видимо, понравился. Бывало, конечно, что Пират капризничал ─ не желал выполнять что-либо, если на съемойной площадке не было его подруги Чилиты. А после съемок Пирата даже научили давать автограф.

Витязь в тигровой шкуре

Самая незавидная роль была, конечно, у дублеров: рискуешь жизнью, снимаясь с хищником, а зритель об этом даже не догадывается! Константину Константиновскому пришлось дублировать не только актера Ивана Дмитриева, игравшего старпома (например, в сцене борьбы с тигром на палубе), но и свою жену Маргариту Назарову: ее он должен был дублировать в сцене, про которую потом король пляжа в исполнении Василия Ланового скажет: «Красиво плывут!».

Кстати, именно заплыв с тиграми стал самой сложной съемкой за всю картину. Оказалось, что звери не желают выполнять этот замысел режиссера: когда клетку с хищниками стали опускать в воду, те испугались воды. И вместо того, чтобы выплыть в открытую уже в воде дверцу, попытались вскарабкаться на крышу своей же клетки. В итоге сцену с прыжком тигров с борта судна снимали летом в море, а сцену заплыва доснимали уже зимой в павильоне в Ленинграде, за что в самой творческой группе этот прыжок окрестили самым «затяжным» в истории.

Самих тигров дублировать не приходилось, но вот их отдельные части ─ запросто. Для этого были специально сделаны две тигриные лапы, которые пускали в ход во время съемок отдельных эпизодов. К примеру, когда тигры рвут штаны укротителю, спускающемуся по веревочному трапу с вертолета. Аналогичным образом дублировали и обезьянью кисть, когда та открывала клетки с хищниками.

Маэстро, музыку!

Завершая наш обзор, хотелось бы уделить внимание музыкальному сопровождению картины. Автор музыки к «Полосатому рейсу» ─ композитор Вениамин Баснер. В фильме нет песен, есть только музыкальные темы ─ удивительные, воздушные, легкие, ажурные. Они легко запоминаются и, конечно, неизменно поднимают настроение.

Сам Баснер вспоминал работу с режиссером Фетиным как очень приятную: они без труда понимали друг друга и надеялись продолжить сотрудничество, причем в аналогичном жанре, но обстоятельства сложились так, что «Полосатый рейс» стал их единственной совместной работой. Зато какой!

Если вы давно не смотрели этот чудесный фильм, отложите дела и проведите время в приятной компании. Лето, море, солнце, юмор, музыкальное сопровождение, замечательные артисты ─ и отличное настроение гарантировано.

Кадр из фильма "Полосатый рейс", к/с «Ленфильм», 1961, реж. В. Фетин.
Кадр из фильма "Полосатый рейс", к/с «Ленфильм», 1961, реж. В. Фетин.