Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Проблемы речи у ребёнка : логопед третий по списку

Если вы замечаете проблемы в развитии речи ребёнка (устной или письменной) , то часто это только верхушка айсберга, и логопед это далеко не первый специалист к которому стоит обращаться за помощью.

Давайте разбираться почему так и куда обращаться родителям , если проблема обнаружена.

1. Врач детский невролог / психоневрологу, детский психиатр (!)

Только врач, проведя соответствющие исследования, а не просто послушав ваши жалобы, сможет вынести вердикт насколько сохранна органики или есть ли повреждения, которые нужно лечить, в том числе и медикоментозно. Речь - это сложнейшая функция и чтобы она работала хорошо, нужна здоровая нервная система и сохранный мозг.

Не сможет хромой человек идеально танцевать балет . Да мы ведь и не требуем этот от него. Всем понятно, что нужны здоровые ноги. А что мы говорим ребёнку, который плохо читает или никак не может научиться правильно произносить звук, писать и читать?

ПОСТАРАЙСЯ ! 😲

Но как это сделать ? "Как он может ПОСТАРАТЬСЯ, - пишет логопед И. Костюсенко, - если у него нарушена, например, иннервации мышц, которые идут к языку или зоны мозга, необходимые для чтения и письма ещё не созрели, имеются остаточные явления после родовой травмы и пр."

Поэтому, если есть трудность в устной или письменной речи ребёнка, то идите и жалуйтесь на проблему сначала к врачу психоневрологу. 🚀

2.Детский психолог , нейропсихолог

Это второй специалист, которого следует посетить. И грамотный психолог всегда, при необходимости, отправит маму на консультацию к врачу, если даже вы и пришли : "... Просто провериться, а так у нас все поздно говорить начали и сразу предложениями... 🤦‍♀️"
Речь развивается только на основе здоровой сохранной психики, в условиях, где есть у кого учиться говорению и подражать звукам, словам взрослого или сверстника.

База для развития речи ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ВПФ : внимание, память, мышление, восприятие и пр.

Исследованием уровня развития этих функций и занимаются ДЕТСКИЕ ПСИХОЛОГИ, НЕЙРОПСИХОЛОГИ.

К вашему сведению, это весьма узкая квалификация и принципиальное отличие образования и практики от психологов общего профиля.

Итак, идём к детскому психологу, рассказываем о своих тревогах и наблюдения, спрашиваем, о развитии ВПФ ребёнка, готов ли он к занятиям с логопедом, индивидуально или в группе.

3. Логопед

Ну вот, теперь, посетив врача - невролога, детского психолога, вы идёте к логопеду и очень радуете его той ценной информацией от коллег, что станет основой для понимания состояния ребёнка и проблем развития речи (не забудьте захватить карту или выписку с заключениями специалистов). На основе этих данных и собственного подробного обследования речи, слухового восприятия и прочее, разрабатывается системе мероприятий по развитию речи.

Далее, по моему многолетнему опыту, работа по развитию речи ребёнка гораздо успешнее идёт параллельно в тандеме двух специалистов логопеда + психолога. Мы даже писали об этом с моей коллегой логопедом - дефектологом Н. Ф. Балашовой ряд научных статей и методическое пособие / "О взаимодействие специалистов в организации коррекционно-развивающего процесса".

Я знаю, что толковый логопед обязательно отправит вас с деткой на консультацию к неврологу и психологу, чтобы уточнить состояние и получить необходимые данные, результаты диагностики. Более того логопед может сам и сам заниматься формированием базовых функций, развивать внимание, память и пр., но тогда ему совсем некогда будет работать именно с речью и этот процесс затянется....

Есть интересное и наглядное сравнение процесса развития речи с постройкой дома. Посмотрите на картинку, в основе лежит фундамент - здоровье ребёнка.🏠

Кстати, если вы долго ходите к логопеду, а результата нет, значит есть дыры в фундаменте или почве, на котором вы пытаетесь строить здание хорошего речевого развития. И тогда см. выше пункты 1 и 2.

Возможно, вы всё ещё не прошли эту дорогу? Тогда вперёд!

⚠️Главное , не ждите, что "само пройдёт, перерастет, у всех такое было и ничего страшного ..." !

Здесь я долго могу говорить, вслед за Л. С. Выготским, о сензитивных периодах развития функций, но просто поверьте, чем позже вы начнёте работать по устранению дефекта речи, тем меньше шансов устранить его полностью а после 6-7 лет будет уже поздно. Дети "маугли", которых нашли в стаях животных так и не заговорили, да и людьми не стали в плане развития личности.

Решайте проблему сразу, быстро и правильно, только системный подход к психокоррекции даст надёжные и стабильные результаты.

Когда ребёнок слишком мал или присутствует более сложный дефект, общая задержка психического развития, то вместе со стандартным психодиагностическим и нейропсихологическим обследованием, я провожу оценку психомоторного развития.

Такие психомоторные пробы чётко позволяют увидеть причины задержек развития функций, оценить разницу уровня развития психомоторного и паспортного возраста ребёнка, составить последующий маршрут развития и системной психокоррекции. Всё это описано в моих учебниках по специальной психологии, коррекционной педагогики, а так же в монографии "Системная психокоррекция и абилитация".

Кстати, несколько текстовых экземпляров этого издания ещё доступны, они хранятся на полочках моих кабинетов. 📘🖋️

-2

Ps: Подробнее о развитии ВПФ материалы есть в аудио лекциях Л. С. Выготского, могу отправить ссылку по запросу.

Жду вас и ваших детей на консультацию в своём Центре системной психокоррекции, абилитации и психотерапии, это Бердск. Возможна заочная консультация родителей онлайн, расскажу, что для этого нужно в личку ❤️

Автор: Соколова Елена Викторовна
Психолог, Кандидат психологических наук

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru