В Демянском районе, в окрестностях деревни Дуброви, участники поискового отряда «Находка» подняли сразу 2 самолета, лежавших примерно в 150 метрах друг от друга. И, самое главное, обнаружены номера машин, а это шанс проследить историю их последних вылетов и судьбу экипажей.
Как-то местные жители подсказали поисковикам, что неподалеку от тропинки между деревнями Городилово и Корзово видели какой-то самолет, какой - определили уже поисковики. Истребитель ЛАГГ-3 лежал с выпушенными стойками шасси, и на них легко читались заводские номера.
По номерам самолета удалось узнать, кто сидел за штурвалом в том последнем бою. Старшина Алексей Мерлин пошел на вынужденную посадку, когда сам был тяжело ранен – у него была прострелена нога и выбит глаз, при этом он совсем немного не дотянул до линии фронта, машина упала ближе к немецким позициям.
"Вот удивительная вещь… Я всегда говорил, что наши солдаты, наши летчики, они как будто из камня, из стали были сделаны, по той простой причине, что вы представьте себе, с такими повреждениями человек попадает в плен, немецкий лагерь, и он выживает. И он не просто выживает, а мы о нем узнали из его наградного листа, который датируется 1985 годом, то есть в 1985 году он был жив и награжден нашей страной юбилейным орденом Отечественной войны 3 степени", - сказал командир поискового отряда "Находка" Александр Морзунов.
Казалось бы, история завершена, самолет найден, судьбу летчика ЛАГГ-3 удалось проследить, но металлоискатель срабатывает вновь и вновь, словно подсказывает: в окрестностях надо искать еще одну машину, и не деревянную, как ЛАГГ-3, а металлическую. Спустя какое-то время поисковики вышли к воронке, в которой покоился упавший в годы Великой Отечественной войны бомбардировщик ПЕ-2.
Пожалуй, только зимой, сюда, на болото, можно доставить тяжелую технику. Трактор ковшом зачерпывает содержимое воронки, затем поисковики перебирают то, что удалось достать. Пока самое главное - узнать номер самолета, и это получается сделать.
Из воронки одну за другой достают обломки пикирующего бомбардировщика ПЕ-2 – металла много, но никакого намека на останки летчиков. Хотя по номерам, соотнесенным с документами, конечно, уже известен состав экипажа: двое из трех летчиков – орденоносцы, в свой последний полет они отправились 5 сентября 1942 года. Осложняет работу поисковиков то, что, самолет, по всей видимости, потревожили охотники за металлом, - чем пилить фюзеляж, проще его взорвать. Тем сложнее теперь найти без вести пропавших пилотов.
"Мы будем искать еще летчиков. Вот, к примеру, в 100 метрах отсюда, был найден шлемофон летчика с помятыми наушниками и замок пристяжной системы. Но, честно говоря, при том, что у взрыва было явно ненаправленное действие, то есть где в этом болоте искать летчиков. Ну кто его знает, может быть повезет, может быть и найдем", - сказал Александр Морзунов.
Вместе с поисковиками отряда "Находка" поднимать боевую машину приехали и гости из Орловской области. В их регионе в годы войны погибли больше 2,5 тысяч советских самолетов, поэтому авиапоиск для них не в новинку, но чтобы вот так - в середине зимы, в болоте – такого они, признаются, еще не видели.
Для поисковиков из Татарстана подъем самолета Пе-2 также очень интересен. Их командир Илья Прокофьев примерно на 600 поднятом самолете перестал их считать, цель у ребят одна – воссоздать знаменитую "пешку" времен Великой Отечественной. Ведь именно в Казани было выпущено большинство самолетов Пе-2 – около 9000. При этом дошло до нашего времени всего 3 экземпляра: 2 из них - в музее авиации, 1 – в частной коллекции. Казанцы из множества поднятых обломков по всей России хотят сложить свой Пе-2.
Продолжение истории Пе-2 теперь возможно только весной. Поисковики вновь вернутся сюда и попробуют разыскать останки летчиков – в воронке или вокруг нее.
Юрий Левиков