Найти в Дзене

Боевые машины Урала. Танки.

Средний танк Т-55.

Часть 1.

В период работы над перспективными танками в Нижнем Тагиле не прекращалось и совершенствование серийного образца Т-54.

В ноябре 1954 г. на УВЗ был построен опытный образец танка объект 137М с двигателем В-54-6 мощностью 580 л.с., увеличенным до 980 л запасом топлива и до 50 выстрелов – боекомплектом. Добиться одновременного увеличения удалось применением бака-стеллажа в носовой части танка.

Опытный танк Т-54 с 14,5-мм пулеметом КПВТ. Колмаков Д. Тагильская школа... Фотоальбом. С.59.
Опытный танк Т-54 с 14,5-мм пулеметом КПВТ. Колмаков Д. Тагильская школа... Фотоальбом. С.59.

Кроме того, устанавливалась башня с улучшенным стопором, усовершенствованной командирской башенкой и турелью для 14,5-мм пулемета КПВТ. Толщина кормовых листов корпуса была уменьшена, а величина хода опорных катков увеличена.

Испытания танка прошли на НИИБТ полигоне с 3 февраля по 4 июня 1955 г. в объеме 5019 км пробега и 120 выстрелов из пушки. По результатам испытаний большая часть изменений была рекомендована для серийной машины.

В октябре 1955 г., на заседании комиссии по утверждению технических изменений, вносимых в конструкцию, главный конструктор УВЗ Л.Н. Карцев предложил внести отработанные улучшения с изменением индекса машины, в чем был поддержан директором завода И.В. Окуневым.

Леонид Николаевич Карцев. 1922 – 2013.
Леонид Николаевич Карцев. 1922 – 2013.
Иван Васильевич Окунев. 1906 – 1972.
Иван Васильевич Окунев. 1906 – 1972.

Затем, в начале 1957 г. усовершенствования были перенесены на базу танка Т-54Б. Машина получила обозначение – объект 137Г2М. В сентябре 1957 г. построены два опытных образца. Гарантийные испытания на 1000 км пробега и длительные – на 5000 км пробега танки прошли на НИИБТ полигоне с 10 ноября 1957 г. по 12 января 1958 г.

Объект 137Г2М. http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/6570-opytnyi-tank-t-54bm-.html
Объект 137Г2М. http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/6570-opytnyi-tank-t-54bm-.html

Одновременно, в начале 1950-х гг. на повестке дня стоял вопрос о технической возможности применения танков в ядерной войне. В 1952-54 гг. во время испытаний атомного оружия были проверены на стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва состоящие на вооружении танки. Практика подтвердила теоретические выкладки: боевые машины разрушались ударной волной в непосредственной близости от эпицентра, на остальных лишь срывало внешнее оборудование и разворачивало башни.

Т-34-85, опрокинутый ударной волной ядерного взрыва. http://www.biblioatom.ru/timeline/pics/xron-584.jpg
Т-34-85, опрокинутый ударной волной ядерного взрыва. http://www.biblioatom.ru/timeline/pics/xron-584.jpg

При мощности взрыва до 15 кТ танки Т-54 выводились из строя в радиусе 300 м, однако, затекание ударной волны приводило к гибели подопытных животных внутри машин в радиусе 700 м.

Кроме того, на экипаж действовала проникающая радиация. Если гамма-излучение ослаблялось вполовину стальной броней толщиной 127 мм, то для быстрых нейтронов сталь практически не являлась преградой. Более того, под воздействием нейтронного потока атомы железа переходили в нестабильное состояние и стальные детали давали вторичную, наведенную радиоактивность. Наконец, при движении про загрязненной радионуклидами местности радиоактивная пыль затягивалась внутрь машины.

Т-54, уничтоженный ядерным взрывом. http://opoccuu.com/tockie12.jpg
Т-54, уничтоженный ядерным взрывом. http://opoccuu.com/tockie12.jpg

14 сентября 1954 г. на Тоцком полигоне в Оренбургской области было проведено тактическое учение с реальным использованием авиационной ядерной бомбы мощностью 40 кТ. По замыслу учений, танки 41-го гв. механизированного полка атаковали позиции «противника» через 2,5 часа после ядерного удара.

Стало окончательно ясно, что для успешного применения в ядерной войне танки должны иметь возможность преодолевать зоны радиоактивного заражения с минимальными последствиями для экипажей.

В том же году в Центральной броневой лаборатории № 1 Минтрансмаша были открыты работы по защите экипажей боевых машин от проникающей радиации, а в 1955 г. КБ Харьковского завода транспортного машиностроения получило тактико-технические требования на создание системы противоатомной защиты для танка Т-54А, которые предусматривали:

  • герметизацию корпуса и башни для защиты от избыточного давления во фронте ударной волны порядка 4 кг/см2;
  • установку специальных жалюзи над воздухопритоками и воздухоотводами двигателя, закрывающихся с места механика-водителя;
  • введение систем для кратковременного создания внутри танка избыточного давления порядка 0,0015 кг/см2;
  • фильтрацию поступающего в боевое отделение и отделение управления воздуха со степенью 99 % при внешней запыленности 2,5 г/м3;
  • создание стопора башни, удерживающего ее при скоростном напоре ударной волны с давлением до 3,6 кг/см2.

Первоначальные исследования были проведены на опытной машине, которая получила заводское обозначение объект 440, и показали конструктивную осуществимость тактико-технических требований.

Приказом министра транспортного машиностроения от 8 февраля 1956 г. была открыта опытно-конструкторская работа по созданию комплекта противоатомной защиты для серийного танка Т-54. Работа была поручена КБ-60М завода № 75 в Харькове под руководством А.А. Морозова, который 22 мая 1956 г. заключила договор с ГБТУ на ее выполнение.

Александр Александрович Морозов. 1904 – 1979.
Александр Александрович Морозов. 1904 – 1979.

Целью работы являлось «обеспечение сохранения боеспособности танка Т-54 при воздействии на него ударной волны в радиусе 300 м и более от эпицентра взрыва атомной бомбы малого калибра и 280-мм атомного снаряда». В КБ опытная машина получила обозначение объект 441.

Технический проект системы противоатомной защиты был утвержден в июле 1956 г., и в марте 1957 г. построен опытный образец танка. 11-16 апреля 1957 г. на заводе № 75 прошли одновременно заводские и полигонные испытания объекта 441.

К концу 1957 г. заводом 75 была оформлена чертежно-конструкторская документация на установку системы ПАЗ в танке Т-54Б для передачи в Нижний Тагил заводу № 183.

В начале 1958 г. на Уралвагонзавод была доставлена необходимая конструкторская документация. Между тем, еще летом 1957 г. в Нижнем Тагиле был построен опытный образец танка, на котором вводились усовершенствования объекта 137Г2М, но без зенитного пулемета.

-8

Машина получила обозначение объект 155. Ведущим инженером по ней был назначен К.А. Добрускес, затем его сменил Ю.А. Левковский. В декабре 1957 г. объект 155 вышел на государственные испытания.

Ю.А. Левковский
Ю.А. Левковский

На эту машину теперь и планировалась установка противоатомной защиты, но т.к. перекомпоновка элементов ПАЗ с Т-54Б требовала времени, объект 155 проходили испытания без них.

8 мая 1958 г. танк был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 как Т-55. 24 мая 1958 г. аналогичный приказ № 0034 был подписан министром обороны СССР.

Средний танк Т-55 Бронеколлекция. 2008. № 4. С.7.
Средний танк Т-55 Бронеколлекция. 2008. № 4. С.7.

Количество деталей сборки танка Т-55 составило 896 штук против 827 у танка Т-54, а количество сборочных единиц выросло до 119 против 71 у Т-54.

Средний танк Т-55. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.150-151.
Средний танк Т-55. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55. 2006. с.150-151.
Техника и вооружение. 2015. № 5. С.32.
Техника и вооружение. 2015. № 5. С.32.
Техника и вооружение. 2015. № 5. С.33.
Техника и вооружение. 2015. № 5. С.33.

Серийное производство на Уралвагонзаводе предполагалось с 1 января 1958 г., но началось оно в июне. До апреля 1958 г. танки не имели противоатомной защиты и на башне продолжалась установка вентилятора с бронировкой.

Т-55 первой серии в войсках. http://top.scalemodels.ru/images/2013/12/1387622057_getImageCA7UFHLB.jpg
Т-55 первой серии в войсках. http://top.scalemodels.ru/images/2013/12/1387622057_getImageCA7UFHLB.jpg

В 1958 г. в Нижнем Тагиле на базе Т-55 был разработан командирский вариант – объект 155К. Ведущим инженером машины был назначен Р.Н. Дыбля.

На машине установили дополнительную радиостанцию Р-112, энергоагрегат АБ-1-П/30 с бензиновым двигателем и танконавигационную аппаратуру. Для размещения этого оборудования сняли курсовой пулемёт, а боекомплект уменьшили до 37 выстрелов к пушке и 2000 патронов к пулемету.

Разрез корпуса танка Т-55К. Отечественные бронированные машины. Т3. с.261.
Разрез корпуса танка Т-55К. Отечественные бронированные машины. Т3. с.261.

Для работы на стоянке предназначалась 10-м телескопическая антенна, которая в походном положении складывалась в чехол и перевозилась закрепленной на корме машины.

Чехол с антенной, закрепленный на трубе ОПВТ. https://perfectmodel.su/forum/68-1766-1
Чехол с антенной, закрепленный на трубе ОПВТ. https://perfectmodel.su/forum/68-1766-1

В начале 1959 г. завод изготовил два опытных образца, которые в течение весны-лета 1959 г. прошли испытания пробегом на 300 км.

После доработки конструкции объект 155К был принят на вооружение приказом министра обороны СССР № 0154 от 3 сентября 1959 г.

До 1963 гг. заводы № 183 и 174 изготовили 450 танков Т-55К. В процессе серийного производства УКВ-радиостанция Р-113 была заменена на Р-123, а КВ-радиостанция Р-112 на Р-130М.

С 1 апреля 1959 г. впервые на серийном танке начали устанавливать систему противоатомной защиты, принятую на вооружение приказом МО СССР № 032.

Защита экипажа от радиоактивной пыли и отравляющих веществ обеспечивалась герметичностью машины, очисткой подаваемого внутрь воздуха и созданием с помощью нагнетателя в обитаемых отделениях избыточного давления (подпора) не менее 147 Па.

Нагнетатель-сепаратор системы ПАЗ
Нагнетатель-сепаратор системы ПАЗ
Отверстие выброса отсепарированной пыли нагнетателем системы ПАЗ.
Отверстие выброса отсепарированной пыли нагнетателем системы ПАЗ.

С апреля 1959 г. инфракрасный прожектор Л-2 монтировался на башне танка справа от амбразуры пушки. Передача углов от пушки к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма.

-19

С 1 апреля 1959 г. приказом МО СССР № 041 на танк Т-55 введена автоматическая унифицированная противопожарная система трехкратного действия «Роса». ППО работала по сигналам от восьми термодатчиков. Четыре датчика находились в боевом отделении, два – в силовом и два – в трансмиссионном.

Тушение огня производилось подачей фреона или огнегасящего состава «3,5», пары которых заполняли горящее отделение танка, вытесняя воздух и прекращая процесс горения. При этом автоматически останавливался двигатель танка и нагнетатель.

Танки Т-55 в войсках. https://sun3-10.userapi.com/exdFrc6ldKNQBsg-deKYtKjJV9GJD5YiHCjh3w/2-PmA3XJOxA.jpg
Танки Т-55 в войсках. https://sun3-10.userapi.com/exdFrc6ldKNQBsg-deKYtKjJV9GJD5YiHCjh3w/2-PmA3XJOxA.jpg

С 1-го квартала 1959 г. началось строительство Т-55 на Харьковском заводе транспортного машиностроения, а с 4-го квартала на выпуск нового танка перешел Омский завод им. Октябрьской революции.

Впервые танк был показан на военном параде в Москве 7 ноября 1961 г.

Военный парад 7 ноября 1962 г. http://top.scalemodels.ru/images/2013/12/1387622030_01_011.jpg
Военный парад 7 ноября 1962 г. http://top.scalemodels.ru/images/2013/12/1387622030_01_011.jpg

В 1960 г. на машине был введен прицел ТШ-2Б-22, прибор наблюдения наводчика ТНП-165, доработанные узлы стабилизатора СТП-2, мягкие сидения экипажа, стопорение пальцев траков гусеницы пружинными кольцами.

Сиденье командира и наводчика. https://www.mycity-military.com/imgs/2705_89928342_1_foto059.jpg
Сиденье командира и наводчика. https://www.mycity-military.com/imgs/2705_89928342_1_foto059.jpg
Прибор ТНП-165. https://www.dishmodels.ru/wshowp.htm?p=1065&id=26790
Прибор ТНП-165. https://www.dishmodels.ru/wshowp.htm?p=1065&id=26790
Прицел ТШ-2Б-22
Прицел ТШ-2Б-22

В том же, 1960 г. начали устанавливать гирополукомпас ГПК-59, а в комплекте ОПВТ изменили конструкцию выпускных клапанов.

-25

С января 1961 г. устанавливался пневмогидравлический сервопривод управления главным фрикционом, специальная шахта обдува входного редуктора трансмиссии и вращающийся пол боевого отделения улучшенной конструкции.

Т-55 в войсках. https://www.zsv70.ru/2016/01/rassmotri-tank-t-55a-v-komandirskoy-rubke-chast-1-World-of-Tanks-.html?m=1
Т-55 в войсках. https://www.zsv70.ru/2016/01/rassmotri-tank-t-55a-v-komandirskoy-rubke-chast-1-World-of-Tanks-.html?m=1

С августа 1961 г. на танке начали устанавливать систему гидропневмоочистки приборов наблюдения механика-водителя и модернизированный радиометрический блок защиты РБЗ-1М.

-27

С конца 1961 г. ступицы первых опорных катков стали выполняться в усиленном варианте.

Источник фото: https://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/68e/900_600_1/photo_5_1495321810.JPG
Источник фото: https://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/68e/900_600_1/photo_5_1495321810.JPG

С января 1962 г. в конструкцию был введен пневмогидравлический сервопривод управления главным фрикционом, который позволил в 2-2,5 раза снизить усилие на педали и обеспечил быстрое и плавное включение/выключение главного фрикциона. Кроме того, для повышения надежности и прочности главного фрикциона с апреля диски трения изготавливались из легированной стали 30ХГСА.

-29

В течении 1962 г. заводы-изготовители также установили электровентилятор справа от сиденья механика-водителя, ввели подсветку бокового уровня пушки и изменили схему подключения воздушных баллонов.

С июня в комплект ОПВТ ввели уплотнительный чехол радиаторов охлаждения с крышкой. После выхода на берег крышка чехла трансмиссии открывалась рукояткой управления выходными жалюзи.

-30

В июле 1962 г. Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле прекратил сборку танков Т-55 в связи с переналадкой оборудования на выпуск танков Т-62.

В 1962 г. на вооружение были приняты 100-мм выстрелы УБК-4 и УБК-4М с не вращающимися оперенными кумулятивными снарядами БК-5 и БК-5М.

У снаряда БК-5М кумулятивная воронка изготавливалась из меди, соответственно цена и бронепробиваемость была на 10-20 % выше, чем у БК-5 со стальной воронкой. БК-5М под углом 60 градусов от нормали пробивал 180 мм, в нормаль – 390 мм.

100-мм кумулятивный снаряд БК5М. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk4/0-55
100-мм кумулятивный снаряд БК5М. http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk4/0-55

В 1963 г. выстрелы с кумулятивными снарядами и прицел ТШ-2Б-32 были введены на танке Т-55.

С 1963 г. была улучшена защита от пуль и осколков стыков крышек и оснований люков экипажа за счет установки защитных броневых планок. Кроме того, крышка люка командира танка получила рукоятку, а стопор башенки – замковую шайбу.

Командирская башенка обр. 1963 г. с рукояткой и защитной планкой. https://i.postimg.cc/pX1JL2h5/image-3.jpg
Командирская башенка обр. 1963 г. с рукояткой и защитной планкой. https://i.postimg.cc/pX1JL2h5/image-3.jpg

Также с 1963 г. появилась возможность слива воды, попавшей при подводном вождении танка в полость между внутренним и наружным чехлами пушки, было введено дистанционное управление вентилятором, механизм закрывания шахты воздухопритока входного редуктора и более мощный электродвигатель нагнетателя МВ-67.

Электродвигатель нагнетателя МВ-67
Электродвигатель нагнетателя МВ-67

В боевом отделении предохранители электроспусков перенесли с крыши башни на кронштейн подъемного механизма пушки, а у механика-водителя изменили конструкцию распределительного щитка.

Прежний (вверху) и новый (внизу) щиток механика-водителя
Прежний (вверху) и новый (внизу) щиток механика-водителя
-35

С того же года в системе охлаждения начали устанавливать водяной радиатор с гофрированными пластинами между рядами радиаторных трубок с одновременным уменьшением количества трубок. При этом поверхность охлаждения увеличилась на 30%, а масса радиатора уменьшилась на 17 кг.

https://bmz.ru/radiator-155-021-sb-v
https://bmz.ru/radiator-155-021-sb-v

С сентября 1963 г. число стальных ведущих и ведомых дисков трения главного фрикциона было увеличено с 17 до 19. Кроме того, изменили установку подшипника механизма выключения главного фрикциона. Главные фрикционы старой и новой конструкции сохранили взаимозаменяемость.

В ходовой части, в ступицах направляющих колес и опорных катков, были введены каналы смазки через два отверстия под болты крепления защитного колпака, что позволило заправлять смазку, не снимая колпак.

-37

Кроме того, в опорах балансиров вместо бронзовых втулок применили поликапролактовые втулки в алюминиевой обойме, а шлицевое соединение торсионного вала с кронштейном уплотнили резиновой пробкой.

В конце 1963 г. заводы в Харькове и Омске остановили сборку танков Т-55 в связи с переходом на выпуск Т-55А.

Суммарное производство танков Т-55

-38
-39

Основные источники:

Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.

Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/

Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.