Средний танк Т-55.
Часть 1.
В период работы над перспективными танками в Нижнем Тагиле не прекращалось и совершенствование серийного образца Т-54.
В ноябре 1954 г. на УВЗ был построен опытный образец танка объект 137М с двигателем В-54-6 мощностью 580 л.с., увеличенным до 980 л запасом топлива и до 50 выстрелов – боекомплектом. Добиться одновременного увеличения удалось применением бака-стеллажа в носовой части танка.
Кроме того, устанавливалась башня с улучшенным стопором, усовершенствованной командирской башенкой и турелью для 14,5-мм пулемета КПВТ. Толщина кормовых листов корпуса была уменьшена, а величина хода опорных катков увеличена.
Испытания танка прошли на НИИБТ полигоне с 3 февраля по 4 июня 1955 г. в объеме 5019 км пробега и 120 выстрелов из пушки. По результатам испытаний большая часть изменений была рекомендована для серийной машины.
В октябре 1955 г., на заседании комиссии по утверждению технических изменений, вносимых в конструкцию, главный конструктор УВЗ Л.Н. Карцев предложил внести отработанные улучшения с изменением индекса машины, в чем был поддержан директором завода И.В. Окуневым.
Затем, в начале 1957 г. усовершенствования были перенесены на базу танка Т-54Б. Машина получила обозначение – объект 137Г2М. В сентябре 1957 г. построены два опытных образца. Гарантийные испытания на 1000 км пробега и длительные – на 5000 км пробега танки прошли на НИИБТ полигоне с 10 ноября 1957 г. по 12 января 1958 г.
Одновременно, в начале 1950-х гг. на повестке дня стоял вопрос о технической возможности применения танков в ядерной войне. В 1952-54 гг. во время испытаний атомного оружия были проверены на стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва состоящие на вооружении танки. Практика подтвердила теоретические выкладки: боевые машины разрушались ударной волной в непосредственной близости от эпицентра, на остальных лишь срывало внешнее оборудование и разворачивало башни.
При мощности взрыва до 15 кТ танки Т-54 выводились из строя в радиусе 300 м, однако, затекание ударной волны приводило к гибели подопытных животных внутри машин в радиусе 700 м.
Кроме того, на экипаж действовала проникающая радиация. Если гамма-излучение ослаблялось вполовину стальной броней толщиной 127 мм, то для быстрых нейтронов сталь практически не являлась преградой. Более того, под воздействием нейтронного потока атомы железа переходили в нестабильное состояние и стальные детали давали вторичную, наведенную радиоактивность. Наконец, при движении про загрязненной радионуклидами местности радиоактивная пыль затягивалась внутрь машины.
14 сентября 1954 г. на Тоцком полигоне в Оренбургской области было проведено тактическое учение с реальным использованием авиационной ядерной бомбы мощностью 40 кТ. По замыслу учений, танки 41-го гв. механизированного полка атаковали позиции «противника» через 2,5 часа после ядерного удара.
Стало окончательно ясно, что для успешного применения в ядерной войне танки должны иметь возможность преодолевать зоны радиоактивного заражения с минимальными последствиями для экипажей.
В том же году в Центральной броневой лаборатории № 1 Минтрансмаша были открыты работы по защите экипажей боевых машин от проникающей радиации, а в 1955 г. КБ Харьковского завода транспортного машиностроения получило тактико-технические требования на создание системы противоатомной защиты для танка Т-54А, которые предусматривали:
- герметизацию корпуса и башни для защиты от избыточного давления во фронте ударной волны порядка 4 кг/см2;
- установку специальных жалюзи над воздухопритоками и воздухоотводами двигателя, закрывающихся с места механика-водителя;
- введение систем для кратковременного создания внутри танка избыточного давления порядка 0,0015 кг/см2;
- фильтрацию поступающего в боевое отделение и отделение управления воздуха со степенью 99 % при внешней запыленности 2,5 г/м3;
- создание стопора башни, удерживающего ее при скоростном напоре ударной волны с давлением до 3,6 кг/см2.
Первоначальные исследования были проведены на опытной машине, которая получила заводское обозначение объект 440, и показали конструктивную осуществимость тактико-технических требований.
Приказом министра транспортного машиностроения от 8 февраля 1956 г. была открыта опытно-конструкторская работа по созданию комплекта противоатомной защиты для серийного танка Т-54. Работа была поручена КБ-60М завода № 75 в Харькове под руководством А.А. Морозова, который 22 мая 1956 г. заключила договор с ГБТУ на ее выполнение.
Целью работы являлось «обеспечение сохранения боеспособности танка Т-54 при воздействии на него ударной волны в радиусе 300 м и более от эпицентра взрыва атомной бомбы малого калибра и 280-мм атомного снаряда». В КБ опытная машина получила обозначение объект 441.
Технический проект системы противоатомной защиты был утвержден в июле 1956 г., и в марте 1957 г. построен опытный образец танка. 11-16 апреля 1957 г. на заводе № 75 прошли одновременно заводские и полигонные испытания объекта 441.
К концу 1957 г. заводом 75 была оформлена чертежно-конструкторская документация на установку системы ПАЗ в танке Т-54Б для передачи в Нижний Тагил заводу № 183.
В начале 1958 г. на Уралвагонзавод была доставлена необходимая конструкторская документация. Между тем, еще летом 1957 г. в Нижнем Тагиле был построен опытный образец танка, на котором вводились усовершенствования объекта 137Г2М, но без зенитного пулемета.
Машина получила обозначение объект 155. Ведущим инженером по ней был назначен К.А. Добрускес, затем его сменил Ю.А. Левковский. В декабре 1957 г. объект 155 вышел на государственные испытания.
На эту машину теперь и планировалась установка противоатомной защиты, но т.к. перекомпоновка элементов ПАЗ с Т-54Б требовала времени, объект 155 проходили испытания без них.
8 мая 1958 г. танк был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 как Т-55. 24 мая 1958 г. аналогичный приказ № 0034 был подписан министром обороны СССР.
Количество деталей сборки танка Т-55 составило 896 штук против 827 у танка Т-54, а количество сборочных единиц выросло до 119 против 71 у Т-54.
Серийное производство на Уралвагонзаводе предполагалось с 1 января 1958 г., но началось оно в июне. До апреля 1958 г. танки не имели противоатомной защиты и на башне продолжалась установка вентилятора с бронировкой.
В 1958 г. в Нижнем Тагиле на базе Т-55 был разработан командирский вариант – объект 155К. Ведущим инженером машины был назначен Р.Н. Дыбля.
На машине установили дополнительную радиостанцию Р-112, энергоагрегат АБ-1-П/30 с бензиновым двигателем и танконавигационную аппаратуру. Для размещения этого оборудования сняли курсовой пулемёт, а боекомплект уменьшили до 37 выстрелов к пушке и 2000 патронов к пулемету.
Для работы на стоянке предназначалась 10-м телескопическая антенна, которая в походном положении складывалась в чехол и перевозилась закрепленной на корме машины.
В начале 1959 г. завод изготовил два опытных образца, которые в течение весны-лета 1959 г. прошли испытания пробегом на 300 км.
После доработки конструкции объект 155К был принят на вооружение приказом министра обороны СССР № 0154 от 3 сентября 1959 г.
До 1963 гг. заводы № 183 и 174 изготовили 450 танков Т-55К. В процессе серийного производства УКВ-радиостанция Р-113 была заменена на Р-123, а КВ-радиостанция Р-112 на Р-130М.
С 1 апреля 1959 г. впервые на серийном танке начали устанавливать систему противоатомной защиты, принятую на вооружение приказом МО СССР № 032.
Защита экипажа от радиоактивной пыли и отравляющих веществ обеспечивалась герметичностью машины, очисткой подаваемого внутрь воздуха и созданием с помощью нагнетателя в обитаемых отделениях избыточного давления (подпора) не менее 147 Па.
С апреля 1959 г. инфракрасный прожектор Л-2 монтировался на башне танка справа от амбразуры пушки. Передача углов от пушки к кронштейну прожектора осуществлялась с помощью параллелограмма.
С 1 апреля 1959 г. приказом МО СССР № 041 на танк Т-55 введена автоматическая унифицированная противопожарная система трехкратного действия «Роса». ППО работала по сигналам от восьми термодатчиков. Четыре датчика находились в боевом отделении, два – в силовом и два – в трансмиссионном.
Тушение огня производилось подачей фреона или огнегасящего состава «3,5», пары которых заполняли горящее отделение танка, вытесняя воздух и прекращая процесс горения. При этом автоматически останавливался двигатель танка и нагнетатель.
С 1-го квартала 1959 г. началось строительство Т-55 на Харьковском заводе транспортного машиностроения, а с 4-го квартала на выпуск нового танка перешел Омский завод им. Октябрьской революции.
Впервые танк был показан на военном параде в Москве 7 ноября 1961 г.
В 1960 г. на машине был введен прицел ТШ-2Б-22, прибор наблюдения наводчика ТНП-165, доработанные узлы стабилизатора СТП-2, мягкие сидения экипажа, стопорение пальцев траков гусеницы пружинными кольцами.
В том же, 1960 г. начали устанавливать гирополукомпас ГПК-59, а в комплекте ОПВТ изменили конструкцию выпускных клапанов.
С января 1961 г. устанавливался пневмогидравлический сервопривод управления главным фрикционом, специальная шахта обдува входного редуктора трансмиссии и вращающийся пол боевого отделения улучшенной конструкции.
С августа 1961 г. на танке начали устанавливать систему гидропневмоочистки приборов наблюдения механика-водителя и модернизированный радиометрический блок защиты РБЗ-1М.
С конца 1961 г. ступицы первых опорных катков стали выполняться в усиленном варианте.
С января 1962 г. в конструкцию был введен пневмогидравлический сервопривод управления главным фрикционом, который позволил в 2-2,5 раза снизить усилие на педали и обеспечил быстрое и плавное включение/выключение главного фрикциона. Кроме того, для повышения надежности и прочности главного фрикциона с апреля диски трения изготавливались из легированной стали 30ХГСА.
В течении 1962 г. заводы-изготовители также установили электровентилятор справа от сиденья механика-водителя, ввели подсветку бокового уровня пушки и изменили схему подключения воздушных баллонов.
С июня в комплект ОПВТ ввели уплотнительный чехол радиаторов охлаждения с крышкой. После выхода на берег крышка чехла трансмиссии открывалась рукояткой управления выходными жалюзи.
В июле 1962 г. Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле прекратил сборку танков Т-55 в связи с переналадкой оборудования на выпуск танков Т-62.
В 1962 г. на вооружение были приняты 100-мм выстрелы УБК-4 и УБК-4М с не вращающимися оперенными кумулятивными снарядами БК-5 и БК-5М.
У снаряда БК-5М кумулятивная воронка изготавливалась из меди, соответственно цена и бронепробиваемость была на 10-20 % выше, чем у БК-5 со стальной воронкой. БК-5М под углом 60 градусов от нормали пробивал 180 мм, в нормаль – 390 мм.
В 1963 г. выстрелы с кумулятивными снарядами и прицел ТШ-2Б-32 были введены на танке Т-55.
С 1963 г. была улучшена защита от пуль и осколков стыков крышек и оснований люков экипажа за счет установки защитных броневых планок. Кроме того, крышка люка командира танка получила рукоятку, а стопор башенки – замковую шайбу.
Также с 1963 г. появилась возможность слива воды, попавшей при подводном вождении танка в полость между внутренним и наружным чехлами пушки, было введено дистанционное управление вентилятором, механизм закрывания шахты воздухопритока входного редуктора и более мощный электродвигатель нагнетателя МВ-67.
В боевом отделении предохранители электроспусков перенесли с крыши башни на кронштейн подъемного механизма пушки, а у механика-водителя изменили конструкцию распределительного щитка.
С того же года в системе охлаждения начали устанавливать водяной радиатор с гофрированными пластинами между рядами радиаторных трубок с одновременным уменьшением количества трубок. При этом поверхность охлаждения увеличилась на 30%, а масса радиатора уменьшилась на 17 кг.
С сентября 1963 г. число стальных ведущих и ведомых дисков трения главного фрикциона было увеличено с 17 до 19. Кроме того, изменили установку подшипника механизма выключения главного фрикциона. Главные фрикционы старой и новой конструкции сохранили взаимозаменяемость.
В ходовой части, в ступицах направляющих колес и опорных катков, были введены каналы смазки через два отверстия под болты крепления защитного колпака, что позволило заправлять смазку, не снимая колпак.
Кроме того, в опорах балансиров вместо бронзовых втулок применили поликапролактовые втулки в алюминиевой обойме, а шлицевое соединение торсионного вала с кронштейном уплотнили резиновой пробкой.
В конце 1963 г. заводы в Харькове и Омске остановили сборку танков Т-55 в связи с переходом на выпуск Т-55А.
Суммарное производство танков Т-55
Основные источники:
Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.
Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
Юрий Пашолок's Journal//yuripasholok.livejournal.com/
Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.