У каждого из нас найдется знакомый, завидев которого хочется перейти на другую сторону улицы или вообще спрятаться в ближайшее парадное. Но увиливать от общения – не лучший способ поставить неприятного человека на место. Рано или поздно он все равно вас подстережет и постарается затронуть. Лучше научиться ставить таких «неприятелей» на место. Предлагаю запомнить несколько обезоруживающих фраз.
«Да, я такой»
Неприятные знакомые тем и не привлекательны, что то и дело осыпают нас нелестными словами. Зачастую на это можно просто не реагировать, но иногда лучше дать отпор. Например, мне нередко говорят и пишут в комментариях, что я злоупотребляю жестикуляцией. Вот чуть ли не без конца «машу руками». Когда мне надоедает это выслушивать, я просто говорю: «Ну, да, я такой». Но это – часть моей индивидуальности, с которой я не вижу необходимости бороться.
«Хорошо, что у нас есть право решать каждому за себя»
Когда неприятные люди пытаются навязать вам свое решение или манеру поведения, их точно нужно поставить на место. Иначе можно оказаться жертвой их манипуляций. Я часто использую этот прием: «Знаешь, как хорошо, что у каждого из нас есть право решать свои вопросы самостоятельно, каждый за себя».
«Вау, у нас новый юморист!»
У неприятных людей даже шутки настолько отвратительны, что иногда хочется им «врезать». Но поскольку мы решили пользоваться не физической силой, а интеллектуальной, этот вариант сразу отпадает. Предлагаю другой, признаюсь, я подсмотрел его у ведущего Ивана Урганта.
Когда вас кто-то злобно «подкалывает», не тушуйтесь, не убегайте в другое помещение, а с радостным выражением лица скажите: «Вау! Да у нас тут новый юморист завелся! Так что, будем звонить в Камеди Клаб?» Ну, или что-то в этом роде. Такой поворот точно не понравится вашему визави, потому что выставит посмешищем не вас, а его.
«И-и-и»
Да, эта связка, протяжно сказанный союз «и» в вопросительном тоне часто обезоруживает оппонента. «Я не буду переделывать эту работу, я и так потратил на нее весь выходной!» – кричит ваш подчиненный, отчаянно жестикулируя и привлекая внимание всего отдела. А вы спокойно на него смотрите и говорите: «И-и-и?».
В этом «и» прячется все что угодно: прикажете переделать работу мне самому? Желаете уволиться немедленно? Хотите занять мое место? Поводов для фантазии вашему оппоненту достаточно, чтобы умолкнуть и подумать над мирным решением проблемы.
«Громкое молчание»
Один из моих любимых приемов – громко промолчать. Что значит громко? Это значит, что я не сбегу от собеседника, не спрячу глаза в монитор компьютера, а выразительно посмотрю в его глаза и промолчу.
Как вы думаете, какой будет его реакция? Да какой угодно, потому что, сколько людей, столько и вариантов решений. Но в большинстве случаев оппоненты все же улавливают мой посыл и перестают меня дергать.
«Я и в первый раз тебя понял»
На случай если многозначительный взгляд не подействовал, и ваш обидчик продолжает свою гадкую игру, есть другой способ. Опять же, глядя ему в глаза, вежливо, но холодно говорим: «Послушай, я и в первый раз понял тебя, твои намерения меня задеть или унизить. Но если я не реагирую, значит, не считаю нужным, так? Зачем же ты второй раз мне это говоришь. Очевидно, ты чего-то не понял».
Гиперобобщение
Этим приемом отлично владеют дипломаты и политики, особенно, когда им задают не слишком удобные вопросы. Что значит – гиперобобщение? Это значит превратить конкретный вопрос оппонента в общую проблему. Например: «Правда, что ваша дочь учится за границей?». «Правда, сейчас много молодых людей уезжают на учебу в другие страны, поэтому есть повод поговорить о качестве образования».
Или: «А знаешь, ты тогда оказался неправ, я специально уточнял информацию по этому вопросу». «Правда? Ну, что ж, многим людям свойственно ошибаться, особенно если они слишком доверяют ненадежным источникам».
Цепляние к словам
То, что я не люблю в других – когда излишне цепляются к словам, отлично работает против неприятных знакомых. Особенно любителей сорить матом. В этом случае можно зацепиться за обидное слово и предложить его «обосновать».
«Что, моя машина – г…? А что ты вкладываешь в значение этого слова, почему его сейчас применил? Она что воняет или цвет не такой? В чем дело, объясни». Чаще всего оппонент начинает выкручиваться и выдумывать некие изъяны: «Ну, у нее бак совсем мелкий». «Бак? Да меня все устраивает, дружище, не переживай так!» И все, аргументы у обидчика вы отобрали.
«Мне неприятно разговаривать в таком тоне»
Ну, и наконец, классика жанра. Этот прием подходит не только для борьбы с оппонентами, но и для погашения домашнего конфликта, если он вот-вот разгорится. Это может быть от неосторожно брошенного слова, от нечаянно нанесенной обиды, которая часто исходит от самых близких нам людей.
Воздействовать на родных теми методами, которые я описал выше, не стоит, чтобы не получился такой, знаете, пинг-понг, обида за обиду. В этой ситуации полезнее конструктивный диалог. «Давай не будем разговаривать в таком тоне, мне это неприятно, тебе, думаю, тоже. Попробуем сначала успокоиться, а потом еще раз поговорим».
Можно использовать этот прием и для отпора коллег, руководства, если произнести фразу достаточно жестко. Отличный способ оборвать неприятный разговор.
Хочу напомнить, друзья, что не существует универсальных советов на все случаи жизни. Я даю вам приемы, основу, на которой вы можете выстраивать собственные правила поведения с агрессорами или просто неприятными людьми.
Применяйте мои советы, делитесь опытом в комментариях и не забывайте пополнять копилку своих знаний и хитрых приемов коммуникации на моих мастер-классах.
Читайте еще: