Найти тему
1,8K подписчиков

Вылупиться из фельетона и стать рассказом

Что такое фельетон, я узнала еще в детстве, когда послала в «Пионерскую правду» свой обличающий рассказ и назвала его фельетоном.

Что такое фельетон, я узнала еще в детстве, когда послала в «Пионерскую правду» свой обличающий рассказ и назвала его фельетоном. Описывалась сценка в классе, как некая девочка подлизывается к учительнице (прототипом была одноклассница и наша учительница).

Вскоре мне из редакции пришел ответ, что фельетон должен основываться на конкретных фактах, а потому я должна назвать фамилии девочки и учительницы, чтобы мой фельетон напечатали.

На это у меня смелости не хватило, и мой рассказец остался ненапечатанным.

Позже в газетах и журналах часто читала всякие фельетоны – в свое время это был популярный жанр публицистики: разящий, высмеивающий и обличающий. Однако в новом веке с появлением интернета печатная периодика практически умерла. Исчезли и фельетоны. Но их пережили сатирические рассказы с элементами юмора.

И как раз недавно меня упросили отрецензировать первую книжку рассказов одной женщины (оказавшейся в тяжелых жизненных обстоятельствах), и я согласилась.

Все рассказы в книжке напоминали фельетоны краткостью, а также выраженным обличающим посылом. Разумеется, я не ожидала увидеть персонажа с узнаваемыми анкетными данными, но некоторые положения и казусы отсылали к общеизвестным реалиям. И чего-то мне не хватало в этих историях, чтобы отнести их к полноценным рассказам. Тогда я попыталась оценить, что же непременно должно присутствовать в любом рассказе, даже в рассказе, напоминающем фельетон.

Сразу всплыли в памяти рассказы классиков: Чехова, Зощенко – и даже юморески Жванецкого.

Жванецкий
Жванецкий

Все их рассказы от обычного газетного фельетона отличались прежде всего широтой обобщения и повторяемостью проблемы. Но злой юмор только одна составляющая сатирического рассказа. И есть множество приемов выразить его. Смешное положение можно передать через метафору, гротеск, гиперболу, перенос действия в неподходящее место или показ других вариантов нелепости и неуместности.

Три кита в скелете рассказа

И все же только иронии и сарказма недостаточно для полноценного сатирического рассказа. Как и всякая литературная история наш обличительный рассказ прежде всего должен опираться на трех китов.

1. Место действия

2. Герои

3. Сюжет

С чего вы начнете работу над своей сатирой – не суть важно.

Свои юмористические рассказы я обычно начинала с выбора места действия, поскольку отталкивалась чаще всего от реальных происшествий (в библиотеке, на работе или даже в больнице). Кроме того, место действия сразу переносит и читателя в пространство рассказа, и у вас перед глазами уже представляется картина – остается только написать ее словами.

И хотя я начинала свои писательские опыты с юмористических и сатирических рассказов, но позже отошла от этого направления. Для меня непостижимой королевой жанра осталась Надежда Тэффи. Красивая женщина и талантливая писательница!

Надежда Тэффи
Надежда Тэффи

А теперь перейдем к сюжету.

Сюжет строится в простейшем виде тоже из трех частей: завязка, кульминация (событие, интригующее читателя) и развязка. Свою иронию и остроумие расходуем экономно, не разбрасываемся направо и налево. В начале рассказа слегка обозначим какую-нибудь нелепость, в середине можно и совсем без иронии обойтись – нагнетаем напряжение. Зато в последнем абзаце обрушим все смешные механизмы на голову читателя!

Напомню, что толчком к написанию этой дзен-статьи для меня стала книжка рассказов начинающей писательницы. Иронизировала она знатно, можно было бы даже умерить пыл. Места действия тоже хорошо описывала, художественно. Где-то в рассказе рисовалось окно, выходящее на глухую кирпичную стену двора – запоминаемый образ; где-то подробно описывалась обстановка плацкартного вагона или суета на коммунальной кухне – тоже достоверно и жизненно. Но вот с героями – полный завал. Они ничем никого не удивляли: с первого своего появления в рассказе выглядели заслуживающими обличения и оставались такими до конца, ни в какую сторону не изменяясь. В результате на выходе получался текст, но без всякого подтекста – еще одного важного признака сатирического рассказа.

И я поняла, что о героях сатирического рассказа нужно поговорить подробнее, что я и планирую сделать в следующей статье.