Найти тему
Военно-технический сундук

Самая большая загадка Крымской войны 1853-56 гг. – куда делся «Черный Принц», и почему его до сих пор не нашли

Все любители отечественной истории знают, что «Черный Принц» - это корабль британского военно-морского флота, затонувший у берегов Балаклавы в Крымскую войну. По легенде, на его боту находится груз золота на сумму до 6 миллионов фунтов стерлингов. Его ищут, но пока не нашли. Когда найдут?

Гибель "Черного принца". С картины неизвестного художника
Гибель "Черного принца". С картины неизвестного художника

Крымская война 1853-1856 гг. – это не только Крым и Черное море, потому что боевые действия между российскими вооруженными силами и армиями и флотами англо-французских союзников проводились на немалой части земного шара – от Балтийского и Белого морей до самого Тихого океана. Всем известны героическая оборона Одессы в апреле 1854 года, и такая же героическая оборона Петропавловска на Камчатке в августе-сентябре того же года. Кроме того англо-французы не смогли добиться никаких успехов на Балтике, Белом море и на Сахалине.

Турки в Закавказье терпели одни поражения, кроме того Османская империя потеряла свой военно-морской флот, утопленный русской эскадрой в Синопе в самом начале войны. Были сорваны попытки врага завладеть Николаевом, Новороссийском, Перекопом и Таганрогом. Правда, союзные войска хозяйничали в Крыму и готовились к захвату Севастополя, но в итоге полностью его взять у них не получилось, несмотря на то, что город обороняла лишь небольшая часть русской армии – основные силы были сосредоточены на западных границах империи из-за угрозы Австрии напасть на Россию на стороне западной коалиции.

Синопское сражение 18 ноября 1853 года - главная морская битва так успешно начинавшейся для России Крымской войны. С картины А. П. Боголюбова
Синопское сражение 18 ноября 1853 года - главная морская битва так успешно начинавшейся для России Крымской войны. С картины А. П. Боголюбова

В этих условиях новый российский император Александр II решил прекратить войну чисто по политическим соображениям, потому что не он ее начинал, и у него были свои собственные цели, связанные с реформированием экономики страны, а война грозила затянуться надолго.

Конечно, это было поражение, но не военное, а геополитическое, но нового царя это не особо волновало, потому что Россия в результате проигрыша теряла только «зарубежные» свои территории – на Балканах, и в Закавказье, но ни о каких финансовых выплатах в виде контрибуции тут речь не шла. В этом смысле Турция, Англия и Франция проиграли – из казны этих государств на ведение войны были потрачены огромные деньги, было безвозвратно потеряно более 150 тысяч солдат и офицеров, семьи которых требовали немалых компенсаций. Кроме того, ни один ключевой город Российской империи не был взят, включая и Севастополь, так как северная часть города оставалась под контролем русских войск до самого окончания войны.

HMS Prince, военно-транспортный паровой корабль, потерпевший крушение у Балаклавы в шторм 14 ноября 1854 года. Фото 1954 года
HMS Prince, военно-транспортный паровой корабль, потерпевший крушение у Балаклавы в шторм 14 ноября 1854 года. Фото 1954 года

Но война, которая продлилась почти три года, была наполнена массой очень интересных и даже знаковых событий, некоторые из которых даже перешли в разряд загадок. И одна из таких загадок впоследствии заняла весьма достойное место в мировом Пантеоне Кладоискательства, и название ей – «Тайна золотого груза «Черного Принца».

Для тех, кто не в курсе, сообщу, что «Черный принц» – это британский транспортный корабль, затонувший в 1854 году недалеко от бухты Балаклава во время мощного шторма, который пронесся не только в Черном море, но и по огромному региону, включая и Западное Средиземноморье.

Вообще-то этот корабль назывался просто «Принц», а префикс «Черный» он получил уже позже, во время его поисков на дне морском. А поисков этих было множество, им посвящена масса не только чисто научных исследований, но и беллетристической литературы. Но до сего дня находились только отдельные части этого корабля, а то, из-за чего он вообще попал в анналы всемирной истории – просто исчезло.

Разбитая тарелка из офицерской столовой "Принца", на которой изображен этот корабль
Разбитая тарелка из офицерской столовой "Принца", на которой изображен этот корабль

Зачем же этот корабль нужен был кладоискателям, почему его так упорно искали не только частные организации, но и государственные?

«Принц» был кораблем военно-морских сил Британии, который осенью 1854 году, во время Крымской войны и битвы за Севастополь привез в Черное море большой груз теплой одежды для английского экспедиционного корпуса. 14 ноября в шторм он затонул с десятками других кораблей союзной эскадры, и до сих пор его местоположение не найдено.

Кто пустил слух, что на этом корабле находился груз золотых монет в сумме от 200 тысяч до 6 миллионов фунтов стерлингов для оплаты солдатам и офицерам в качестве жалованья – неясно. Но после войны уже «Черного Принца» принялись усердно искать, и за более чем полвека этих поисков у берегов Балаклавы побывало множество российских и иностранных экспедиций с водолазами, которые искали этот корабль с целью достать утраченное британской казной богатство.

"Крушение "Чёрного принца". Картина кисти Айвазовского. Правда, великий художник изобразил на своем полотне не HMS "Prince", а батарейный броненосец HMS "Black Prince", вступивший в строй через несколько лет после окончания Крымской войны
"Крушение "Чёрного принца". Картина кисти Айвазовского. Правда, великий художник изобразил на своем полотне не HMS "Prince", а батарейный броненосец HMS "Black Prince", вступивший в строй через несколько лет после окончания Крымской войны

Искали «Принца» и после революции, для чего непосредственно Ф. Э. Дзержинским была создана водолазная организация ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения). Но вроде бы ничего так и не нашли, истратив кучу денег - около 100 тысяч рублей. Впрочем, затраченные деньги окупились, так как попутно с поисками золота этой организацией было поднято множество затонувших во время войны кораблей и ценных частей от них, которые молодой Советской республике были нужны позарез. Впрочем, в 1927 году большевики продали лицензию на поиски «Черного Принца» японцам, которые тоже ничего не нашли, но казна СССР обогатилась на «потерянные» при предыдущих поисках 100 тысяч рублей.

После японцев «Черного Принца» никто не искал, поэтому ходили слухи, что большевики умудрились все же найти «Принца» еще до японцев тайно, и так же тайно смогли поднять с него золото.

Якоря и цепи, поднятые на месте крушения английских кораблей. Среди них и два якоря с "Принца"
Якоря и цепи, поднятые на месте крушения английских кораблей. Среди них и два якоря с "Принца"

Как бы там ни было, но в 60-х годах британское правительство заявило, что никакого золота на «Принце» не было, потому что оно было выгружено в Константинополе еще до гибели корабля. Но у этой версии имеются существенные недостатки, главным из которых был факт, что распоряжаться золотом армии не мог даже британский посол в Константинополе, а оно было нужно генералам в Крыму в ту осень позарез.

Также имеются еще некоторые возражения, делающие заявление британцев не реалистичным, например, запрос на расследование гибели «Принца» в английском Парламенте, тогда как судьба других погибших в тот шторм кораблей британских законодателей не интересовала. Ходят слухи, что после войны британцы подозревали, что золото было похищено флотскими интендантами, и похищение было замаскировано катастрофой. Об этом может косвенно свидетельствовать тот факт, что в то время, когда остатки почти всех кораблей впоследствии были найдены, железный корпус «Принца» никто так и не отыскал.

Эта версия очень сильная. Недавно было отыскано старинное письмо одного из свидетелей гибели «Принца» с другого корабля 14 ноября 1854 года. Все погибшие корабли разбило о прибрежные скалы, и один только «Принц» в момент своей гибели находился далеко в море - более чем за километр от входа в Балаклавскую бухту. В тех местах, где его видели в последний раз, глубины превышают 100 метров, и туда никто никогда не опускался для поисков. Поэтому для того, чтобы разрешить полуторавековую загадку, следует просто сменить место поисков и пригласить глубоководную команду.

Погружение на подводном снаряде в поисках останков "Принца", Балаклава, сентябрь 1923 года
Погружение на подводном снаряде в поисках останков "Принца", Балаклава, сентябрь 1923 года

10 лет назад одна экспедиция под эгидой Национальной академии наук Украины, обследовавшая предполагаемое место крушения «Принца», заявила, что ей удалось обнаружить, наконец, злополучный корабль. Водолазы нашли остатки железного корпуса и винт, но никаких доказательств, что это именно «Принц», не поступило. Дело в том, что кроме «Принца» в ту ночь возле Балаклавы затонули еще несколько кораблей с железными корпусами и паровыми машинами. Доказательством был бы колокол корабля с его именем на нем, но эта вещь найдена не была. Тем более обломки обнаружены у берега, а не далеко в море, где видели в последний раз «Принца» перед гибелью.

В общем, загадка «Черного Принца» не раскрыта до сих пор. Но она должна обязательно раскрыться, ведь этот легендарный корабль до сих пор лежит где-то у Балаклавы, и найти его, имея современные возможности, не составит никакого принципиального труда. Проблема лишь в финансировании поисковой экспедиции.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Как батарея 22-летнего прапорщика Щеголева отогнала от Одессы целую эскадру. 22 апреля 1854 года, Крымская война

Британский крейсер «Эдинбург» в 1942 году утонул с 5,5 тоннами золотых слитков на борту

Броненосец «Каир», поднятый со дна реки, стал для США настоящим историческим сокровищем!

По следам «золота нацистов». Как бедный коммивояжер вдруг стал богачом, наткнувшись в горах на немецкий грузовик