Прошлый раз мы начали говорить о несостыковках в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова:
А если вы всё пропустили и с нами первый раз, то все статьи по Булгакову можно найти в подборке:
Одна из заслуживающих внимания несостыковок касается Геллы. Если вам лень читать предыдущую статью, вкратце поясню, что речь идёт о том, что Булгаков "забыл" Геллу в финальной сцене, когда Воланд со свитой покидают Москву. Специально это сделано или нет, булгаковеды спорят до сих пор. А я привела самые распространённые варианты.
А мы сегодня присмотримся повнимательнее к единственному женскому персонажу из свиты Воланда. Это только на первый взгляд кажется, что со служанкой всё просто и понятно. Красивая, распутная, постоянно обнажённая Гелла представляется персонажем без подвоха, но так ли это?
Сразу скажу, что буду в своей статье в основном опираться на труды Поздняевой Т. "Воланд и Маргарита" (но не только). (Забавно находить на Дзене просто перепечатанные куски из её книги, выдаваемые за "свои" исследования. Особенно смешно, когда на вопрос комментаторов: "Это ваши мысли?" "Автор" отвечает: "Конечно!")
Зададимся вопросами
- Кто такая Гелла?
- Почему она почти всё время обнажена? (кроме сцены в Варьеете, где это было бы совсем неуместно)
- Почему у нее шрам на шее?
- Почему она служит Воланду?
- Есть ли у Геллы прототипы?
- Какая роль отводится Гелле в романе?
- Так ли малы её возможности?
- Откуда Булгаков взял этот образ?
Как Гелла выглядит
"Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки."
....
"Чёрт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем чёрном туалете, всем хорошая девица, кабы не портил её причудливый шрам на шее"
...
"сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом её внешности можно было считать багровый шрам на шее"
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Простая и понятная Гелла?
Гелла занимает самую низшую ступеньку в иерархии свиты Воланда. Он прямо представляет её как служанку:
"…служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать".
"Мастер и Маргарита", глава 22
У Геллы присутствуют черты как ведьмы, так и вампира.
Гелла вампир:
- Она обращает в вампира Варенуху.
- Также у служанки Воланда присутствуют характерные черты поведения вампиров — щелканье зубами и причмокивание.
"рука её стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью"
Но при этом мы не видели в романе, чтобы она пила кровь или делала что-то ещё, чтобы выдавало бы в ней вампира. Можно предположить, что она ведьма, обращённая после смерти в вампира. А шрам недвусмысленно намекает на то, что смерть была насильственной. Скорее всего, вампир она вообще временно, что тоже вызывает немало вопросов.
И всего-то? Подождите! Мы будем идти от простого к сложному и к самому интересному придём в конце.
А что же с отсылками?
Дьяволица и Нимфела
Начнём с самой известной.
В 1977 году английская исследовательница творчества Булгакова Л. Милн установила, что Булгаков позаимствовал имя Гелла из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: в статье "Чародейство" упоминается дьяволица с таким именем.
На острове Лесбос именем Геллы называли безвременно погибших девушек, которые после смерти стали вампирами.
В греческой мифологии Гелла — это дочь богини облаков Немфелы и царя города Орхомен Афимонта. Она бежала на златорунном баране вместе с братом Фриксом от мачехи Ино, которая собиралась принести их в жертву, в Колхиду, но утонула в море, а точнее в проливе Дарданеллы, соединяющими Эгейское и Черное моря. Имя Геллы стало означать не что иное как "упавшая в воду", "утопленница".
Булгаков не выдумал свиту Воланда. Каждый из героев взят из историко-литературных источников. Кто-то в чистом виде, в основном образы составные. Таков и образ Геллы.
От утопленницы Нимфелы у Геллы зелёные русалочьи глаза, и только. Объяснению шраму, пятнам тления на груди, вампирским наклонностям нет.
Вообще нагота, зелёные глаза, рыжие волосы имеют хтоническое происхождение.
Низа и Гелла
Т. Поздняева проводит спорную, но интересную параллель между Низой (персонажем из Пилатовых глав) и Геллой.
"В романе мастера Низа – единственный женский персонаж. У Воланда только одна демоница – Гелла. Имя Низы символично. Так звали воспитавших младенца Диониса нимф по греческому названию местности, где они жили, – Nisa. Отсюда нетрудно перебросить семантический мостик к мифологической древнегреческой Гелле и далее – к Гелле московской."
Поздняева Т. "Воланд и Маргарита"
Шрам как отсылка к Гёте
"Какою негою, мучением каким
Сияет этот взор! Расстаться трудно с ним!
Как странно под ее головкою прекрасной
На шее полоса змеится нитью красной,
Не шире, чем бывает острый нож!"
"Фауст", Гёте
В образе девы Фаусту мерещится призрак Гретхен. Мефистофель поясняет, что шрам на шее от меча Персея. А голова "приставная". Вспоминаем, какой эпиграф использовал Булгаков к роману, параллель напрашивается.
Горгона и пятна тления
Медуза Горгона также относится к хтоническим персонажам.
В немецкой транскрипции так звучит имя хозяйки подземного мира германо-скандинавских мифов – Хель (Hella). У Хель тело наполовину синее (ср. пятна тления на груди у московской Геллы). Итак, Гелла – олицетворение стихийных сил природы от самых «невинных» (нимф) до грозной владычицы подземного царства, включая жуткий персонаж, способный убить взглядом.
Поздняева Т. "Воланд и Маргарита"
Пятна тления, возможно, Булгаков взял именно от Горгоны. А вот это уже интересно. Персонаж Медузы Горгоны очень могущественен. Если Гелла обладает такими силами, то, возможно, часть из них она скрывает или не использует.
Впрочем, чаще всего параллель — это просто некоторые черты от того или иного мифологического персонажа, и не обязательно все силы Горгоны есть у Геллы.
Розина из "Голема"
"Образ Геллы пересекается с романом Мейринка "Голем" (1915) где рыжая Розина танцует голой в ресторане "У Лойзичека", в котором собирались литераторы-декаденты. На ней во время танца остаются только шляпка и фрак, являющиеся униформой официанток данного заведения. В "Мастере и Маргарите" рыжая ведьма-вампир Гелла предстает перед буфетчиком Театра Варьете Соковым в наколке и кружевном фартуке официантки, надетом на голое тело. Атмосфера ресторана "У Лойзичека" очень напоминает атмосферу ресторана Дома Грибоедова."
Изобель Гоуди
"Некоторые авторы упоминают также шотландскую ведьму XVII века Изобель Гоуди по прозвищу Гелла, которая была обвиняемой в процессе о колдовстве в апреле-мае (вспомним время событий романа весна, а скорее всего май) 1662 года. Согласно свидетельствам современников, это была рыжеволосая молодая женщина приятной внешности. Сатана явился к ней как высокий, "элегантный господин в сером одеянии" и обратил её к вере в себя при помощи вампирского поцелуя. Не очень понятно, из каких источников Булгаков мог почерпнуть информацию об этом персонаже. Рыжие волосы и зелёные глаза обычные черты средневековых ведьм."
Есть и более "земные" возможные прототипы Геллы, о ком-то мы уже говорили, кого-то ещё затронем в дальнейшем. Но не сегодня. Сегодня нам интересно то, что связано с силой и возможностями служанки Воланда.
Что может "безобидная" Гелла
- Если мы принимаем на веру параллель Гелла – Низа, то она заманивает Иуду в западню, что приводит к его смерти.
- Обращает Варенуху в вампира.
- Перед балом именно Гелла занимается подготовкой Маргариты к переходу от мира живых к миру мертвых (поливая её кровью).
- Руки Геллы способны удлиняться.
- Гелла может летать.
Так ли это мало? Быть может, Гелла остаётся в Москве, потому что прислуживает Воланду по своей воле? В отличие от того же Коровьева, который хоть и стоит иерархически к "сатане" ближе всего, но вынужден присутствовать в свите, "потому что однажды" неудачно пошутил?
Какие вообще отношения у Геллы и Воланда?
Быть может, всё это лишь игра?
Помните?
"... я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в 1571 году в Брокенских горах, на Чертовой кафедре..."
Да, это вроде бы не про Геллу, но... Имя Геллы упоминается как имя одной из ведьм, прилетавших на шабаш к горе Брокен.
И вот теперь Гелла заботливо лечит колено Воланда. Впрочем, возможно, всё это и не так. Но почему бы и не да, в конце концов? Не глупо ли ждать от Воланда, что он раскроет нам всю правду? Ведь мы уже убедились, что на протяжении действия романа он не раз обманывает нас.
Да простят меня дорогие читатели за последние размышления. Они мои и только мои, и надеюсь, вы отнесетесь к ним с юмором и пониманием. А свои мысли о Гелле пишите в комментариях, я обязательно прочитаю, и всем, по возможности, отвечу.
Ваша Есипова Оксана
❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой