Найти тему
По ту сторону книги и театра

Тайны романа "Мастер и Маргарита", которые мы уже никогда не узнаем. Пропавшая Гелла и не только

Постоянные читатели канала знают, что Ваша покорная слуга не ровно дышит к творчеству Михаила Булгакова, а особенно к его роману "Мастер и Маргарита". Я постаралась прочитать о писателе все книги, до которых смогла дотянуться, и, само собой, различные публикации. Знаете какая самая распространённая статья?😉

Она гуляет по интернету под условным названием "Семь ключей к роману Булгакова". Название может меняться, пункты переставляться, а их содержимое даже переписываться собственными словами автора (и тут уже как повезёт, может быть получше или похуже). Кстати, в тексте этом есть ошибки, но ни о них мы поговорим сегодня. И да, тайна не в этом.

Речь пойдёт о несостыковках в романе, которые часто выдают за "специальный ключ". Если вы тот человек, который долго читать не любит и пробегает статьи по диагонали ради последнего абзаца, то для вас я начну с главного.

Есть две главных версии, откуда эти несостыковки/два финала и т.п. в романе.

  • Булгаков не успел дописать (отредактировать) окончательно финальную версию, поэтому это просто два варианта развития событий, неисправленные неточности.
  • В этом заложен глубокий смысл! (а дальше есть множество различных толкований).

Как на самом деле обстоят дела, мы уже точно не узнаем. Эту тайну нам не раскрыть!

Что не мешает всем иметь чёткое и "единственное правильное" мнение на этот счёт, что, согласитесь, уже достаточно для того, чтобы отправлять несогласных "читать роман", или, по крайней мере, считать их идиотами.😉

Ну вы же поняли, что я пошутила?)
Ну вы же поняли, что я пошутила?)

Но мы же всё равно попробуем разобраться? 🙄

Недописанный роман

Булгаков продолжал работать над романом до самой смерти. Почти совершенно ослепший, он страдал ужасными головными болями, его, к тому же, одолевали кошмары и мания преследования. Ему казалось, что в комнату ворвутся неизвестные люди и заберут его в больницу или тюрьму. Он вспоминал тех, кого обидел, просил позвать его первую жену Тасю (Татьяну Лаппу), чтобы попросить у неё прощения (ведь было за что, ой, как было).

Елена Сергеевна вносила правки, который ей диктовал уже незрячий муж. В полубреду, когда страдания становились невыносимыми, Булгаков проклинал роман. Чтобы через минуту попросить принести его обратно. Он крестил и благословлял его (одним этим разбивается версия Быкова, что это был роман для одного человека Сталина).

Булгаков
Булгаков

Символично, что правка романа остановилась за месяц до смерти. Последним изменением были слова Маргариты: "Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?" Страшное пророчество.

Булгаков не закончил редактуру, поэтому есть мелочи, которые он просто не успел поправить. И простите, но меня так бесит, когда их называют "ляпами". Например:

Разные глаза Воланда

Читаем описание Воланда в первой главе романа.

"По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец".
"Мастер и Маргарита", первая глава

А дальше:

"Этот несуществующий и сидел на кровати. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней".
"Мастер и Маргарита", двадцать вторая глава, "При свечах"
Воланд
Воланд

Всё верно. Булгаков остановил редактирование романа на 19 главе. Кроме того, писатели знают, что часто требуется ни одна редактура, чтобы выявить все неточности. Так что по поводу подобных мелочей предлагаю успокоиться. Заметили? Молодцы, хорошо. Человек не успел, умер.

Есть ещё несколько несостыковок, если интересно, мы из обязательно рассмотрим (пишите в комментариях, нужно ли). А пока перейдём к темам более неоднозначным.

Пропавшая Гелла

Последний раз мы встречаемся с Геллой, когда она вылетает из окна квартиры номер 50.

"вместе с дымом из окна пятого этажа вылетели три тёмных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнажённой женщины."
-5

В 31 главе Воланд со своей свитой покидает Москву. В свойственной писателю красочной манере Булгаков описывает каждого персонажа:

"Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.
Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.
...Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
...И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд."
-6

Как видите, Геллы среди нет.

"Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полете свиты Воланда среди всадников, летящих в мол­ча­нии, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: „Миша забыл Геллу!!!“"
В. Лакшин

Возможно, Булгаков и правда забыл Геллу? Ведь это 31 глава. Быть может, он нашёл бы для неё не менее красочные эпитеты, чем для основной свиты?

-7

Но он нашёл! Гелла была в одном из черновиков (в рукописной редакции 1938 года).

"Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь."

Тогда может, эти слова показались Булгакову недостаточно хороши, и он решил переписать их, но не успел? Или всё-таки он сознательно выкинул Геллу из романа?

-8

У меня есть собственная версия, которую я нигде не встречала. Мы видим свиту Воланда глазами Маргариты. Быть может, она просто не рассматривала Геллу, потому что та была ей не так уж интересна? Или она (Гелла) изменилась мало? На самом деле, вряд ли это так, но я пишу для полноты картины. Почему бы и нет, в конце концов?

Большинство булгаковедов всё же считают, что Геллу писатель убрал из финала сознательно.

-9

Причины называют такие:

  • Версия Соколова: "Не исключено, что Булгаков сознательно убрал Геллу из сцены последнего полета как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции. Вампиры - это традиционно низший разряд нечистой силы. ...Кроме того, одна ведьма в последнем полете уже есть - это Маргарита, и Гелла только дублировала бы ее в этом эпизоде"
  • Гелла вампир, служанка Воланда. В сцене появления на Патриарших её ещё нет (впрочем, как и Азазелло). Воланд находит её на Земле (в качестве прислуги), тут же её и оставляет.
-10
  • Гелла — вампир. В последнем полёте герои приобретают истинный облик. Кем должна была стать Гелла? Полуразложившимся трупом?
  • Версия Альфреда Баркова, основанная на том, что возможным прототипом Геллы была Ольга Сергеевна Бокшанская, старшая сестра его последней супруги, Елены Сергеевны. "Не правда ли, весьма занимательно, что в сознании Булгакова коллизии с окружающими его людьми переплетаются с персонажами романа, и они составляют как бы одно целое. Нет, не забыл Булгаков о Гелле, никак не мог забыть. Просто он не мог отпустить ее с Воландом — иначе кто бы заканчивал перепечатку романа?.."
  • Гелла стоит так низко в иерархии, что нет смысла её брать с собой.
  • Воланд оставил Геллу "резвиться" на Земле (весьма сомнительно).
-11

Если вы хотите услышать подробнее про любую из версий, обязательно пишите в комментариях. Пока я планирую затронуть подробнее версию Баркова. (И да, у нас ещё много недописанных тем!)

Но самым любопытным мне представляются всё же два финала романа. И об этом мы поговорим в следующий раз. Не забудьте подписаться, чтобы не пропустить. Дзен порой шалит не хуже свиты Воланда, так что заходите на канал самостоятельно, не ждите милостей от природы капризного алгоритма. С меня каждый день — пост, статья или ролик, с вас — прочтение и лайк, договорились? 😉 (Самое главное, не заболеть, давая такие обещания.)

Если вам понравились иллюстрации с Геллой, то ещё больше их вы найдёте в моём тг канале. Обязательно подписывайтесь!

Больше публикаций про Булгакова в моей специальной подборке:

Кто же он — Михаил Булгаков?

Ваша Есипова Оксана

❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой