Найти тему

Откуда взялся кот ученый

Как-то летом 1807 года восьмилетний Сашка Пушкин в очередной раз обвёл вокруг пальца няню Арину Родионовну и убежал гулять в поля за село.
Вприпрыжку носясь от шмелей и за стрекозами, мальчик не заметил, как удалился от дома на почтительное расстояние. Попив из лесного ручья, он, наконец, решил поймать попутный транспорт до деревни и вышел на просёлочную дорогу.

Чахлая кобыла резко дернулась, когда из-за придорожного куста ей наперерез выскочил кудрявый мальчонка в пыльных лаковых туфлях. Пожилой крестьянин, дремавший в телеге, от неожиданности едва не свалился с нее. Испуганно матюкнувшись, он остановил повозку.


- Ты чьих-же ето будешь, разбойник? Напужал мою Зорьку, шельма, - охнул старик.
- Простите, дедушка, я ненароком. В Захарово иду. Александром Сергеевичем меня звать. А вас как?
- Ох, ты, батюшки, ростом-то с мою козу, а уже Сергеич, - хохотнул дед, - а я просто Кузьма. Ну, полезай в телегу, домчу с ветерком.


Сашка послушно вспрыгнул в повозку, свесил усталые ноги в лаковых ботинках, и лошадь лениво потащилась по пыльной дороге дальше.

- Ну, сказывай, Сергеич, что на свете белом делается. Ты же в таких блестучих обутках, знать, лихо грамоте обучен, - предположил крестьянин.

- Да, дед Кузьма, книги я люблю читать, и няня моя историй много знает.

- Так развлеки старика, чуднОе что-нить поведай, пока мы с Зорькой везем тебя, надрываемся, - приказал старик.

- Говорят, что скоро сила мощная появится, горы сможет свернуть и реки повернуть, - начал удивлять крестьянина Сашка. - Эта сила «ток» называется. Ходить она станет по железным цепям между столпами. Будет людям свет давать, вместо свечки, и тепло, вместо печки.

- Хех, - крякнул дед, - ты говори, говори, да не заговаривайся. Это что же за тепло без печки? Дров не запасешься – за зиму загнешься, и никакой ток не поможет! А щи варить старуха в чем будет? И спать опять же на чем без печи? На лавке узко в тулупе спать, не повернешься. А на полу мыши бродют, шекотают, заразы, не заснешь. Это все сказки, Сергеич, – подытожил старик.

- А еще я слышал, что скоро армия будет под водой плавать в больших бочках по несколько десятков человек через море-океан, - выложил новое чудо Сашка.

- Что ж ты беду кличешь, сорванец! - возмутился дед. - Я сына в рекруты отдал, он что ж, по-твоему, будет, как карась, на дне кувыркаться? Это что за бочки такие? Из-под каких таких огурцов? Вранье и сказки!

Кобыла медленно тащилась по жаре, крестьянин сердито толкал ее веткой и что-то ворчал себе под нос, периодически крестясь.

Сашке наскучило молчать, и он решил поделиться со стариком еще одной новостью:

- Дед Кузьма, а еще мне няня рассказывала, что лошадей скоро заменят самоходные кареты, и люди в них будут передвигаться быстрее ветра.

На этом месте терпение старика закончилось.

- Что же ты мелешь, ирод проклятый! Какие, к лосю, кареты? Моя Зорька, когда раскочегарится, тоже может скакать скорее ветра! – завопил он.

Кобыла в подтверждение этих слов споткнулась и чуть не упала.

- Как я поле без Зорьки вспашу? На карете? – кричал дед. – А огород чем старуха станет удобрять? Навозу мне тоже карета твоя даст?

Лошадь опять решила заступиться за хозяина и тут же выложила вещественное доказательство, что она лучше самоходной новинки.

- Ты мне, парень, голову не дури! – травой подбирая удобрение в мешок, яростно продолжал дед. – Кобылу трогать не дам! Вона твоя деревня виднеется, доехали, чай, и без самоходной кареты! Слезай, к чертям, с телеги, сказочник!

Сашка спрыгнул на дорогу. Старик хлестнул кобылу, и повозка неожиданно прытко исчезла в пыли. Маленький Пушкин озадаченно глядел им вслед.

Повзрослев, Александр Сергеевич вспоминал эту встречу с крестьянином и думал: «Нет, народу правду о будущем знать нельзя. На кол посадят. Ну, сказки, так сказки:

«У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем, и ночью ТОК КОТ ученый все ходит по цепи кругом…»

Если история понравилась, поблагодарите автора лайком. Спасибо! Подписывайтесь на канал. Впереди много интересных рассказов!