Найти тему
Движение

Положение об индивидуальном проекте обучающегося

Положение об индивидуальном проекте обучающегося

I.Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и является обязательным для исполнения.

1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта.

1.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося.

1.4. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

1.5.Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС ООО.

1.6.Настоящее Положение утверждается педагогическим советом колледжа, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

II. Цели и задачи образовательного учреждения

Для студентов

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Для преподавателей

Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

III. Содержательный раздел

· Выбор темы

· Обучающиеся сами выбирают как тему проекта либо из перечня предлагаемых тем, либо формулируют ее сами;

· Формулировка основополагающего вопроса по теме;

· Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые учащиеся должны ответить в результате работы над проектом.

1. Направление проекта, тип, вид.

· Информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы.

· Практико-ориентированный, продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.

· Творческий, направленный на создание какого-то творческого продукта.

· Социальный проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения.

2. Продукт проекта

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

· письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);

· художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

· материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

· отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.

  1. Назначение руководителя

Студенты сами выбирают руководителя проекта из числа преподавателей образовательного учреждения.

4. Координатор проектов

В качестве координатора всех проектов выступает заместитель директора по учебно-методической работе.В задачу координатора входит:

· Организация консультаций и оказание методической помощи преподавателям в ходе выполнения проектов и контроль своевременности выполнения этапов проектов.

· Ведение мониторинга качества обученности обучающихся ;

· Установка необходимого для проектной деятельности программного обеспечения

5. Этапы проекта:

Подготовка

· Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

· Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

Планирование

· Определение источников необходимой информации;

· Определение способов сбора и анализа информации:

· Определение способа представления результатов (формы проекта);

· Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

· Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

Выполнение проекта

· Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);

· Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

· Выбор оптимального варианта хода проекта;

· Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Выводы

· Анализ информации;

· Формулирование выводов.

Обобщающий этап: оформление результатов.

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений

Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов

Подготовка к публичной защите проектов

· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);

· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);

· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Заключительный этап:

· Публичная защита проектов осуществляется на конференции . Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося.

6. Сроки выполнения проекта

Проект должен быть выполнен в течение одного года не позднее апреля текущего учебного года.

· Подготовка – октябрь месяц;

· Планирование –третья декада октября;

· Выполнение проекта – октябрь- март месяц;

· Оформление результатов – первая декада марта ;

· Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного проекта – до второй декады марта;

· Защита проектов – третья декада марта месяца.

.

IV. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта

  1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
  2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Введение включает в себя ряд следующих положений:

· Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

· Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

· Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

· Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

· Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

  1. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

· Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

· Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

· Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

· Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

· Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

  1. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 и более 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.

  1. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
  2. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

V. Оценивание индивидуального образовательного проекта

1. Общие критерии оценки проектной работы

· Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

· Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

· Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

· Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Работы могут быть выполнены на повышенном и базовом уровне.

Высшую оценку (работа на повышенном уровне) получают проекты, выполненные самостоятельно.

2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:

Выбор темы.

При выборе темы учитывается:

· Актуальность и важность темы;

· Научно-теоретическое и практическое значение;

· Степень освещенности данного вопроса в литературе.

Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.

Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.

Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;

Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

Планирование, определение последовательности и сроков работ;

Проведение проектных работ или исследования;

Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.

Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.

Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).

В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна

Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не

столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное

развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования

или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и

самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской

и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности

(неуспешности) исследовательской деятельности.

Оценка содержательной части проекта в баллах:

2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).

1 балл – имеют место;

0 баллов – отсутствуют.

В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.

Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в журнале.

VI. Процедура защиты проекта

Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится на конференции «Первые шаги в науку».

Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входитьпреподаватели, администрация образовательного учреждения ,студенты старших курсов-победители конференций. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х человек.

Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директораколледжа.

  1. Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы

2. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

3. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.

4. Критерии оценки защиты проекта:

№п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы

3 - доклад пересказывается, суть работы объяс­нена

4 - кроме хорошего доклада владение иллюст­ративным материалом

5 - доклад производит очень хорошее впечат­ление

2.

Качество ответов на вопросы

1 - нет четкости ответов на большинство вопросов

2 - ответы на большинство вопросов

3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано

3.

Использование демон­страционного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный мате­риал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление демонст­рационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,

2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3 - к демонстрационному материалу нет пре­тензий

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.

Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла

27-32 балла - отлично

21-26 баллов – хорошо

17 – 20 баллов – удовлетворительно

16 баллов и менее – неудовлетворительно

Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности

Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии;

некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

VII. Документация

Для обучающихся

· Индивидуальный план выполнения проекта.

Этапы

Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

Процесс проектирования

Самостоятельная работа

Оформления записки, плакатов и др.

Итог

Достигнутый результат

Оформление

Защита

Для руководителя проекта

· Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;

· Общие сведения;

№п/п

ФИО ученика

Тема проекта

Итоговая оценка руководителя проекта

Подпись

1.

2.

Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.

Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал.

VIII. Права и ответственность сторон

Руководитель индивидуального проекта должен:

· Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;

· Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;

· Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;

· Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;

· Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.

Руководитель индивидуального проекта имеет право:

· Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;

· Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;

· Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.

Обучающийся должен:

· Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;

· Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;

· Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта:

· Подготовить публичный отчет о проделанной работе.

Обучающийся имеет право:

· На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;

· Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.