Положение об индивидуальном проекте обучающегося
I.Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и является обязательным для исполнения.
1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта.
1.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося.
1.4. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
1.5.Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над индивидуальным проектом в условиях реализации ФГОС ООО.
1.6.Настоящее Положение утверждается педагогическим советом колледжа, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
II. Цели и задачи образовательного учреждения
Для студентов
Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Для преподавателей
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
III. Содержательный раздел
· Выбор темы
· Обучающиеся сами выбирают как тему проекта либо из перечня предлагаемых тем, либо формулируют ее сами;
· Формулировка основополагающего вопроса по теме;
· Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые учащиеся должны ответить в результате работы над проектом.
1. Направление проекта, тип, вид.
· Информационный или исследовательский, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы.
· Практико-ориентированный, продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.
· Творческий, направленный на создание какого-то творческого продукта.
· Социальный проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения.
2. Продукт проекта
Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
· письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
· художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
· материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
· отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты.
- Назначение руководителя
Студенты сами выбирают руководителя проекта из числа преподавателей образовательного учреждения.
4. Координатор проектов
В качестве координатора всех проектов выступает заместитель директора по учебно-методической работе.В задачу координатора входит:
· Организация консультаций и оказание методической помощи преподавателям в ходе выполнения проектов и контроль своевременности выполнения этапов проектов.
· Ведение мониторинга качества обученности обучающихся ;
· Установка необходимого для проектной деятельности программного обеспечения
5. Этапы проекта:
Подготовка
· Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
· Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
Планирование
· Определение источников необходимой информации;
· Определение способов сбора и анализа информации:
· Определение способа представления результатов (формы проекта);
· Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
· Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.
Выполнение проекта
· Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
· Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
· Выбор оптимального варианта хода проекта;
· Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Выводы
· Анализ информации;
· Формулирование выводов.
Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов
Подготовка к публичной защите проектов
· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
· Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет);
· Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Заключительный этап:
· Публичная защита проектов осуществляется на конференции . Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося.
6. Сроки выполнения проекта
Проект должен быть выполнен в течение одного года не позднее апреля текущего учебного года.
· Подготовка – октябрь месяц;
· Планирование –третья декада октября;
· Выполнение проекта – октябрь- март месяц;
· Оформление результатов – первая декада марта ;
· Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного проекта – до второй декады марта;
· Защита проектов – третья декада марта месяца.
.
IV. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта
- Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
- Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Введение включает в себя ряд следующих положений:
· Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
· Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
· Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
· Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
· Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
- Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
· Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
· Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
· Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
· Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
· Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
- Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 и более 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
- Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
- Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
V. Оценивание индивидуального образовательного проекта
1. Общие критерии оценки проектной работы
· Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
· Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
· Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
· Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Работы могут быть выполнены на повышенном и базовом уровне.
Высшую оценку (работа на повышенном уровне) получают проекты, выполненные самостоятельно.
2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
Выбор темы.
При выборе темы учитывается:
· Актуальность и важность темы;
· Научно-теоретическое и практическое значение;
· Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности.
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить;
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
Планирование, определение последовательности и сроков работ;
Проведение проектных работ или исследования;
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования.
Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не
столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное
развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования
или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и
самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской
и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
Оценка содержательной части проекта в баллах:
2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
1 балл – имеют место;
0 баллов – отсутствуют.
В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в журнале.
VI. Процедура защиты проекта
Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится на конференции «Первые шаги в науку».
Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входитьпреподаватели, администрация образовательного учреждения ,студенты старших курсов-победители конференций. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х человек.
Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директораколледжа.
- Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы
2. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
3. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
4. Критерии оценки защиты проекта:
№п/п
Критерий
Оценка (в баллах)
1.
Качество доклада
1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2.
Качество ответов на вопросы
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
2 - ответы на большинство вопросов
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
3.
Использование демонстрационного материала
1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе
2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе
3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
4.
Оформление демонстрационного материала
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 32 балла
27-32 балла - отлично
21-26 баллов – хорошо
17 – 20 баллов – удовлетворительно
16 баллов и менее – неудовлетворительно
Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности
Критерии итоговой оценки индивидуального проекта базового и повышенного уровня
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют
Регуля-тивные действия
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Комму-никация
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы
VII. Документация
Для обучающихся
· Индивидуальный план выполнения проекта.
Этапы
Виды деятельности
Планируемая дата исполнения
Дата
фактически
Подпись руководителя
Подготовка
Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Планирование
Формулировка задач, которые следует решить;
Выбор средств и методов решения задач;
Определение последовательности и сроков работ
Процесс проектирования
Самостоятельная работа
Оформления записки, плакатов и др.
Итог
Достигнутый результат
Оформление
Защита
Для руководителя проекта
· Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
· Общие сведения;
№п/п
ФИО ученика
Тема проекта
Итоговая оценка руководителя проекта
Подпись
1.
2.
Руководитель проекта передает заключение и рецензию за выполненную работу комиссии до начала защиты проекта.
Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал.
VIII. Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
· Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;
· Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;
· Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;
· Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;
· Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
· Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
· Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
· Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
· Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
· Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
· Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта:
· Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
· На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
· Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.