Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

"У короля много!" Откуда фраза?



Регулярно вижу фразу "У короля много", в качестве общеупотребимой на британском флоте - дескать, этой фразой англичане сопровождают гибель корабля. Часто - еще и в паре с нашим "Бабы нарожают". В основе мифа о "рожающих бабах" целая история, тянущаяся век этак в XVII и во Францию, а вот про "короля" поговорим сейчас. Дело в том, что ни в каких переведенных на русский язык англоязычных книгах о британском флоте никакого "У короля много" не фигурирует. Более того, в рунете иногда приводят "оригинал" фразы - King has a lot - и она существует только в русскоязычной среде, на английском ее просто нет в инфополе. Разве что Кинг - Стивен (а то и Бургер), и он хэз э лот оф мани или хэз э лот чего сказать. Ее не знает гугл-букс, ее не знает никто. Вот с другой легендарной военно-морской фразой все в порядке; о том, что традиции британского флота - это ром, плеть и содомия, вам поведает тысяча авторов в тысяче мест.

А теперь вопрос: а как эта фраза пришла в русский язык? В рунете самое раннее упоминание этой фразы относится к 2009 году, и уже тогда - в качестве легенды. В литературе, если запустить поиск по гугл-книгам, то за XIX век мы узнаем, что у короля много забот, приверженцев, денег, врагов и даже лис, но вот к кораблям этот тезис не относится. Кстати, нам нужен не просто текст, а "ретранслятор" - такой, какой может запустить выражение в массы.

Ха, ну конечно! Пикуль, "Океанский патруль":

Звонок всеобщего аврала прервал собрание. На горизонте показался «Гринвич». Патрульное судно, прибавив ход, быстро подходило к английскому транспорту. На палубе «Гринвича» стояли два паровоза. Один из них был сорван взрывом и застрял колесами в грузовом люке трюма. В левом борту транспорта зияла рваная пробоина. В ней виднелись изогнутые взрывом шпангоуты, похожие на высохшие ребра гигантского животного.

Едва только «Аскольд» поравнялся с кормою «Гринвича», как на палубу сразу же посыпались чемоданы, саквояжи и какие-то картонные ящики. Английские матросы лезли по трапам на патрульное судно, а некоторые просто прыгали на его ростры, весело крича обычную в таких случаях фразу:

— У короля много!.. У короля много!..

Это был первый роман Пикуля, он появился чертовски давно, и понятно, что к нашему времени у любителей флота и истории оного она уже отложилась в памяти в качестве общеизвестной - настолько привычной, что никто не задает вопроса "Откуда я знаю то, что знаю?"

Будем же записывать ходы.

Автор - Евгений Норин, подписывайтесь на него в VK

Читайте другие статьи автора по тегу #норинкат