Если на дворе декабрь-месяц, означает это одно: много статей о "Щелкунчике", а среди них много статей о его истории. А учитывая тот факт, что 18 декабря балету исполнилось 130 лет...
В общем, сижу я, никого не трогаю (надеюсь, читающий меня автор сей затравки не подаст на меня в суд за плагиат)... Ну как не трогаю - листаю ленту Дзена. Статей о "Щелкунчике" полно. И вот в ленте рекомендаций попадается мне одна, из названия которой становится очевидно: сейчас будут какие-то сенсационные факты, сейчас автор будет удивлять. Что ж, я был удивлен.
Вообще, я стараюсь терпимо (я бы даже сказал, безразлично) относиться к фактологическим неточностям, замеченным в интернетных статьях. Ошибиться или что-то упустить могут все, и я в том числе. Когда я вижу какой-нибудь пассаж вроде "Петипа и Чайковский с успехом поставили "Лебединое озеро" в 1877 году", как-то даже не особо хочется поправлять (особенно, если все остальное написано хотя бы более-менее приблизительно верно). Поправлять всех - никаких сил не хватит. Это все равно, что бороться с ветряными мельницами. Но в этой статье концентрация взятых с потолка "фактов" была настолько плотной (при том, что вся статья включила в себя лишь 4 абзаца), что выдержать я не смог. Тем более, что есть же у меня свой ресурс на Дзене - почему бы не использовать его для того, чтобы высказаться? Вот этим и будем заниматься.
Итак, рубрика "Осторожно, фейк!". Первый пассаж из той "сенсационной" статьи:
Не секрет, что как корабль назовешь, так он и поплывет. В оригинальной сказке Гофмана главную героиню зовут Марихен, или Мари. А вот Чайковский назвал героиню на русский манер — Машей...
Я уже не буду рассуждать о том, кто и как кого назвал: кто был автором либретто "Щелкунчика" до сих пор сказать со 100 % точностью невозможно, и определить то, кто там давал имена - Всеволожский, Петипа, или еще кто, представляется затруднительным. Но неужели автор не в курсе, что изначально главную героиню звали Клара? И Машей она стала, судя по всему, в постановке Федора Лопухова только в 1929 году.
Кстати, автор сравнил Машу с кораблем. Как и куда он (она) должен был поплыть-то? Как известно, "Щелкунчик" дебютировал не с успеха, критики хватало. А постановка Лопухова и вовсе провалилась в 1929 году. Так это все из-за неудачного имени Маша? Будущим родителям на заметку.
Но это так, минутка юмора.
"Еще один интересный факт: именно в «Щелкунчике» впервые прозвучал редкий ударный музыкальный инструмент челеста..."
Даже в России (а инструмент был выписан из Парижа) челеста прозвучала впервые не в "Щелкунчике", а в симфонической поэме Чайковского "Воевода". Вообще, в письме от 3 июня 1891-го Чайковский изначально писал Петеру Юргенсону о том, что хочет употребить инструмент "в симфонической поэме "Воевода" и в балете". Поскольку первое представление "Воеводы" было дано в ноябре 1891 года, т.е. даже раньше того, как прозвучала сюита из "Щелкунчика" (не говоря уже о премьере целого балета, которая состоялась 13-ю месяцами позже), то и челеста прозвучала там раньше. Кому интересно, что за "Воевода" такой, и где там челеста (например, с 4:15; из-за оркестра слышно не очень, но если напрячься, то расслышать можно; 5:52; 6:55):
Кстати, если бы Юргенсон не смог достать челесту, то мы вполне могли бы услышать в вариации Феи Драже просто фортепиано. В автографе и партитуре "Щелкунчика" имеется примечание Чайковского: "За неимением инструмента Celesta можно партию его исполнить на фортепиано".
Далее:
Челеста — не единственный предмет, дебютировавший именно в «Щелкунчике». В один ряд с этим ... инструментом можно поставить балетные пачки. Их придумал директор императорских театров Иван Всеволожский. Так, благодаря «Щелкунчику» всем привычные пачки стали использоваться по всему миру.
О как! То есть всю жизнь искусствоведы считали, что балетная пачка - порождение и символ эпохи французского романтического балета, вошедший в обиход примерно в конце 1820-х - начале 1830-х годов, а тут с легкой руки дзеновского автора все их изыскания отправляются в топку. Ну это, конечно, сенсация, ничего не скажешь!
В общем, коротко: в подавляющем числе источников вы прочтете, что балетная пачка впервые была продемонстрирована в балете "Сильфида", премьера которого состоялась 12 марта 1832 года. Насколько точна эта информация, судить не берусь (есть некоторые сомнения, и я, даже, наверное напишу об этом статью), но это точно не 18 декабря 1892 года (т.е. премьера "Щелкунчика").
Погодите... Но ведь автор написал: "всем привычные пачки". То есть, возможно не те длинные шопенки, которые знакомы нам по "Сильфиде", "Жизели", "Шопениане", а модифицированные, с короткой стоячей юбкой-"тарелкой". Но и здесь мимо, конечно.
Где и когда именно такие пачки были употреблены, я не знаю. Зато знаю другое: в Россию мода на них пришла вместе с гастролершами-итальянками в конце 19 века. Вот например шарж балерины Верджинии Цукки, которая выступала на сценах петербургских театров начиная с середины 1880-х годов:
А это фото Элены Корнальба, приехавшей в Россию чуть позднее Цукки (в конце 1887-го):
Кстати, прямо сейчас читаю книгу Айвора Геста "Божественная Вирджиния". Там, помимо уймы всяких интересных фактов (как, например то, что еще в октябре 1886 года Цукки сделала в балете "Тщетная предосторожность" целых 18 фуэте, и это в 37 лет; сколько же она могла делать в более молодом возрасте?), есть такая любопытная история.
Перед первым выступлением (балет "Дочь фараона") костюмерша принесла Цукки пачку, в которой она должна была выступать. Она показалась ей слишком длинной (гораздо длиннее тех, к которым она привыкла), и тогда балерина сказала, чтобы ее сделали короче. Костюмерша сказала, что это невозможно - длина юбки регулируется дирекцией императорских театров. Цукки ответила, что не будет выступать в костюме, который годится разве что для бабушки, и в итоге обрезала юбку так, как ей нужно было. Так и вышла, без последствий. Балетоманы (особенно мужская часть) были не против.
Еще раз, к чему это я: итальянки привезли в Россию не только моду на виртуозную технику, но и на пачки, которые в те годы были гораздо короче тех, в которых выступали русские танцовщицы.
С этой "сенсационной" статьей о "Щелкунчике" у меня все. А как вам такие перлы уже из другой:
Хореографу и композитору навязанный сверху «Щелкунчик» не нравился. Работа шла с трудом, с перерывами. Да и Петипа был уже не молод, 75 лет как-никак. В итоге либретто отдали второму балетмейстеру Мариинского театра Льву Иванову. Скромный и сильно пьющий Иванов написал всё чисто и аккуратно на основе черновиков Петипы.
Фамилия Петипа, конечно, очень хорошо и удачно склоняется по падежам. Нет кого? чего? Петипы. А если во множественном числе? Петипей, Петипов, Петип? Какой вариант выбираете? Пишите в комментариях.
Про либретто уже все, ничего писать не буду.
Ну как, представили себе сильно пьющего Льва Иванова? Можно было добавить еще что-нибудь типа "...и плохо закусывающий...". Ну хотя нет. Вот что-что, а покушать, по воспоминаниям Матильды Кшесинской и Екатерины Вазем, Лев Иванович любил. И ресторанчик у него любимый имелся - "Доминик", что на Невском проспекте. Так что обвинения в употреблении недостаточного количества еды после серьезных возлияний уж совсем бы стали преступлением против истины.
Засим у меня все.
Спасибо за внимание!