Савва Мамонтов - промышленник и меценат, один из богатейших людей Российской Империи, он многое изменил в жизни страны. "Неистовый Савва" создал первую русскую частную оперу в Москве и сеть технических училищ в Костроме. Как любитель он пел оперные партии, писал пьесы, лепил из глины - и делал все это так, что восхищались профессионалы. Но главное, он стал покровителем нескольких поколений художников-передвижников, за что современники прозвали его Саввой Великолепным, или русским Медичи.
Третий сын сибирского винного откупщика и торговца тканями Ивана Мамонтова Савва оказался самым смышленым из братьев, хотя учиться и не любил.
Еще студентом отец отправил его в Баку - поработать в филиале семейной компании, Закаспийского торгового товарищества. Потом Савву послали в Милан – подлечиться – и там его впервые охватило серьезное увлечение оперным искусством. У Мамонтова обнаружился хороший голос – бас. Он стал брать уроки и даже репетировал несколько партий на сцене. Там же, в Милане, он познакомился со своей будущей женой, тоже купеческой наследницей и любительницей искусства Елизаветой Сапожниковой.
После смерти отца Савва возглавил семейное дело, а в 1872 году стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги.
Акции этого предприятия и были его главным активом. Вскоре он еще выиграет тендер на строительство Донецкой железной дороги и станет хозяином самой разветвленной железнодорожной сети в мире.
Его хобби и отдушиной по-прежнему оставалось искусство самых разных видов и жанров. Подмосковная усадьба Мамонтова Абрамцево превратилась, как бы сейчас сказали, в настоящий "культурный кластер" – и Дом художника, и Дом актера и Дом музыканта, все в одном.
Москвичи не зря называли Мамонтова Саввой Великолепным, сравнивая его таким образом с меценатом времен итальянского Возрождения Лоренцо Медичи.
У него в Абрамцеве сочиняли пьесы и стихи, музицировали, пели, рисовали, лепили, занимались мозаикой и другими ремеслами. "Савва Мамонтов не был в специальном смысле художник, – писал Василий Поленов, – а была в нем какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему талант возбуждать творчество других".
Здесь гостили, а порой и подолгу жили все знаменитости из мира искусств того времени. Художники создавали особенную атмосферу этой великолепной усадьбы. В любое время каждый из живописцев мог приходить в студию-мастерскую, устроенную хозяином имения, и творить. Сам Савва Иванович увлекался скульптурой.
Виктор Васнецов называл Мамонтова "творцом художественной среды" России своего времени. И действительно, в эпоху, когда "смены вех" в искусстве происходили очень быстро, творческая атмосфера мамонтовского дома служила воспитанию гениальных художников самых разных направлений.
Здесь создавались многие живописные шедевры – будущие жемчужины Третьяковки. Васнецов, Поленов, Левитан, Серов, Коровин, Врубель, Нестеров. У каждого из них с Саввой Мамонтовым и его подмосковной усадьбой связана важная часть творческой биографии.
Виктору Васнецову Мамонтов заказал три картины для украшения интерьеров Правления Донецкой железной дороги, и именно в них художник нашел свой творческий почерк, обратившись к мифологической, сказочной живописи. Один из многочисленных прудов возле Абрамцева стал пейзажной натурой для картины Васнецова "Аленушка", а в соседнем селе Ахтырка художник нашел прототип героини, крестьянскую девочку с печальным взглядом. Здесь же он начал работать над "Богатырями".
Продолжение следует