СУТЬ ПРОЕКТА
Libristrip — это «новый компаньон для путешественника». Основатели позиционируют его как комплексное решение всех вопросов путешественника по принципу «всё в одном».
Понятно, что с помощью приложения можно забронировать гостиницу и билеты для поездки в нужное вам место.
Однако приложение может ещё и подсказать вам, куда можно поехать — опираясь на ваши вкусы, сегодняшнее настроение и какие-то особенные хотелки.
Фишка приложения в том, что оно заботится не только о гостинице и билетах.
С его помощью заранее можно распланировать и забронировать все остальные активности, которыми вы хотите заняться во время поездки — экскурсии, музеи, рестораны и всё остальное. Это позволит вам не тратить время на поиск того, чем заняться во время поездки, а также забронировать места там, куда трудно попасть вот так сразу.
ИИ может не только подсказать вам место для поездки, но и сам составить план того, чем в этом месте вы можете заняться. Вам достаточно ответить на несколько вопросов о ваших целях и интересах — и приложение предложит аккуратно спланированное расписание активностей, которое можно тут же забронировать.
Для этого стартап налаживает партнёрства не только с гостиницами и авиакомпаниями — но и со множеством локальных мест, где могут провести свой досуг путешественники. Так приложение для бронирования превращается в целый маркетплейс, предлагающий тысячу вариантов разных активностей в разных уголках Земли.
Полезная вещь — это сообщество пользователей приложения, где можно спросить совета по поводу конкретных мест для поездки или проведения времени. Кроме того, внутри приложения есть чат, в котором в реальном времени можно связаться с другими пользователями приложения неподалёку — сообщить о каком-то интересном событии, встретиться и потусить или задать вопрос.
Стартап основан в прошлом году, и их приложение ещё даже не появилось в магазинах приложений. Сейчас он занимаются поднятием инвестиционного раунда на 3 миллиона долларов, который собираются завершить в этом месяце.
ЧТО ИНТЕРЕСНОГО?
На первый взгляд приложение не делает ничего такого, что бы ты не мог сделать сам. Попридумывать с помощью интернета подходящие места для поездки, повыбирать на специализированных сайтах гостиницы и билеты, потом погуглить интересные места поблизости, поизучать сайты этих мест, связаться с ними, что-то забронировать заранее, что-то оставить на потом.
Вроде бы и несложно, но на всё это нужно потратить время. Причём тыкаться нужно совсем в разные места — если ты хочешь составить хотя бы примерный план того, чем ты будешь во время поездки заниматься, и обеспечить при этом желаемый уровень комфорта.
Пробовали когда-нибудь найти такую квартиру для семьи в незнакомом городе, чтобы и она была нормальная, и рядом в пешей доступности был фитнес-клуб с возможностью посещения на 2–3–4 недели, и приличный косметолог, и массажист, и супермаркет, и кафешки, открывающиеся не позже 8 утра, и с десяток приличных ресторанов на пообедать, и такое же количество баров для вечерних тусовок?
Я вот пробовал — причём сразу на несколько мест подряд в разных странах. И могу сказать, что задача решаемая, но тыкаться при этом действительно приходится много куда.
Кажется, что так оно и должно быть — а как же иначе? Ведь речь идёт о сборе воедино информации из многих разных мест по специфическим запросам. А оно так обычно и делается.
Что сразу напомнило мне историю Дропбокса.
Основатель его долго бегал по инвесторам, пытаясь поднять деньги на свой стартап. Но ему все отказывали, говоря при этом, что сервисов для копирования файлов с компьютера в облако уже достаточно. И ничего сложного в этих сервисах не было. Открываешь программу на компьютере, выбираешь файлы, которые ты хочешь сохранить в облако, нажимаешь на кнопку и ждёшь, пока файлы скопируются. Для восстановления файлов на компьютере — делаешь то же самое, но из облака на компьютер.
И тогда основатель собрал примитивный ролик, в котором показал, как это будет работать через Дропбокс. Ты просто положил файлы в особую папочку на компьютере — и всё, все эти файлы сами по себе и незаметно синхронизируются между всеми компьютерами и облаком. Ролик заметили, и за одну ночь список ожидания сервиса вырос на 45 тысяч человек. После чего прибежали инвесторы, и Дропбокс появился.
Дальнейшему успеху Дропбокса помогла уже растущая популярность смартфонов с доступом к интернету — на которых нажимать лишние кнопочки для перекидывания файлов с телефонов на компьютеры и обратно (в том числе и фоточек с телефонов) уже точно никто не хотел.
Другими словами, «боли потребителя» в привычном смысле слова не было. Ну да — была некая не очень сложная процедура копирования файлов с компьютера в облако и обратно. Но оказалось, что можно сделать ещё проще — и люди на это резко клюнули.
И это наложилось на резкое увеличение потенциальной аудитории подобных сервисов. У каждого человека начал появляться второй маленький компьютер — смартфон, с которого и на который им стало нужно что-то копировать, и с которого все эти бесконечные фоточки стало нужно где-то сохранять.
Есть ощущение, что с путешествиями сейчас начнёт происходить та же самая история.
Во-первых, привычный способ тыканья в разные места, чтобы собрать полноценное путешествие, можно упростить. То есть начать делать это всё сразу в одном месте. А ещё и пользоваться советами и подсказками, который тебе выдаёт ИИ, ориентируясь лично на твои вкусы, предпочтения и настроение.
Во-вторых, путешествия перестают быть разовой акцией на время отпуска, к которой люди готовятся целый год. И на тщательное планирование которых можно позволить тратить чуть ли не любое количество времени. Или просто приехать туда, где нет работы, компьютера и интернета — и валяться там несколько недель на пляже кверху пузом, забыв обо всём.
Одновременно будут изменяться и требования для поездок. Новое место должно быть не просто местом для лежания кверху пузом с периодическими вылазками на взятые навскидку в гостиницах экскурсии. Вокруг места проживания должна быть целая инфраструктура с возможностями для комфортной жизни, работы и отдыха — причём для каждого суть комфорта может расшифровываться по-разному. А это усложняет и удлиняет время поиска — чем заниматься чаще одного раза в год — уже не хочется.
В общем, мы видим две причины, по которым рынок путешествий кажется вполне созревшим для пришествия чего-то идеологически похожего на Дропбокс — но только для путешествий
КУДА БЕЖАТЬ?
Удалёнка уже начала менять рынок путешествий — в частности появился рынок среднесрочной аренды полностью готовых для удалённой работы апартаментов и домов на срок в несколько месяцев.
И в этой теме сразу появились стартапы — например, Landing (мой обзор), который даже сделал подписку, чтобы можно было бы когда вздумается переезжать из одного города в другой, оказываясь каждый раз в комфортном для работы месте. Поднял он 437 миллионов долларов инвестиций.
Сегодняшний стартап — это другой вариант захода на рынок путешествий, изменившийся под влиянием удалёнки, но бизнес-модель которого не требует инвестиций в недвижимость.
Это уже обычный маркетплейс, но для работы которого нужно а) собрать достаточно локальных данных и б) прикрутить нормальный поиск, который будет давать возможность искать в одном месте возможные пункты для следующей поездки по множеству критериев.
Тренд понятен и имеет полное право на существование. Да, с помощью существующих сервисов эти задачи и сейчас можно как-то решать. Но ситуация, на мой взгляд, та же самая, что и сервисами архивного копирования в облако — победит тут тот, с чьей помощью это можно будет делать с той же лёгкостью и простотой, что и синхронизировать файлы в Дропбоксе