…Помнят они меня, я ведь тут вырос, веселился и плакал, провожал сельчан в последний путь и встречал новых людей. Помнят они меня, не могут не помнить. Я шёл к сестре, что осталась жить в ауле, и нёс свою тоску. В доме оказалась и другая сестра, что приехала из города. Они приняли меня молча, угостили чаем, и мы начали беседовать о былом, о людях, об ауле, о родителях. Когда я рассказал о могиле дедушки, на которой растёт шиповник, в глазах старшей сестры появилась некая тревога, было такое ощущение, что она хочет меня перебить… Так и случилось, не выдержала она:
— Я сон видела… Страшный такой… нет, странный сон… Вижу во сне, как иду по нашему аульскому кладбищу к могиле нашего дедушки, и вдруг за ней раскрылась другая могила и встала по пояс женщина, которую я никогда ранее не видела. Красивая женщина средних лет. Я испугалась сильно и тут же, во сне, спрашиваю: «Ты кто? Я тебя не знаю». Она говорит: «Я не ваша… я чужая женщина, с того дня как меня закопали, никто меня и не навестил, оставили тут одну. Я утопилась в реке, в вашей реке, тут похоронили… — После паузы она продолжила: — Тут не так страшно. Самое страшное — это тот миг перед смертью, когда ты чувствуешь, что нет тебе спасения». — Тут я проснулась.
Старшая сестра перевела дух и продолжила:
— Было жутко. Нет, не сам этот сон страшен — бывают разные, ещё страшнее. Меня охватил страх, когда узнала, что на самом деле там есть такая женщина. Не наша она, умерла, когда упала в речку с лошади на водоразделе в сторону Белоканы. Оттуда её речка унесла в сторону Джурмута. Салдинцы её тело нашли в реке и похоронили на нашем аульском кладбище. Я об этой женщине слышать не слышала и не знала, что есть такая могила, а вот выясняется, что есть, и там противоречивая, загадочная история.
Вторая сестра подхватила тему:
— Когда она мне пересказала свой сон, я заинтересовалась. Поспрашивала наших аульских, сходила даже на кладбище и нашла могилу этой женщины, посмотрела на надмогильный камень. Там написано: «МухIамадова Аминат 1930–1960 с. росу Магъар, ЧIарада район». По рассказам джурмутовцев, это была очень красивая состоятельная женщина. Занималась торговлей в советское время — в Грузии, Армении, Азербайджане покупала золото, серебро, дорогую ткань для женских платьев и продавала в Дагестане.
ВИДНО БЫЛО, ЧТО ВСАДНИЦА ИСПУГАНА, ОНА, БРОСИВ УЗДЕЧКУ, ОБХВАТИЛА ГРИВУ ЛОШАДИ ОБЕИМИ РУКАМИ
Однажды они с мужем следовали на лошадях из Белоканы до перевала и дальше в Джурмут. Незадолго до их приезда несколько недель шли проливные дожди, вода в речках поднялась, неслась бешеным мутным потоком. В местности Нахъда один чабан видел эту пару. По его словам, слишком большая была между ними дистанция, будто поссорились они и держатся подальше друг от друга. Уже у самой речки мужчина спешился. Женщина подошла к нему, и они стали разговаривать, точнее, ссориться — судя по жестам. Разобрать, о чём они говорили, чабану не удалось. Через некоторое время женщина сняла с лошади мужчины хурджины с рулонами ткани, нагрузила ими свою, села верхом и начала переход.
На середине реки течение оказалось настолько сильным, что лошадь то и дело сбивалась с шага. Видно было, что всадница испугана, она, бросив уздечку, обхватила гриву лошади обеими руками, но не пыталась повернуть назад. А через мгновенье лошадь споткнулась, и чёрная волна накрыла сначала её, а затем и саму женщину, которая отчаянно билась, стараясь оттолкнуть от себя и тонущее животное, и злосчастные хурджины.
На поиски тела поднялся весь джамаат общества Джурмут. Искали долго, но метрах в пятидесяти ниже того места, где она погибла, клокотал водопад, а дальше река неслась между отвесными скалами, куда ни конному, ни пешему не добраться. Единственная надежда была, что тело унесёт дальше, в сторону большой реки Джурмут. Через несколько дней нашли утопленницу в ущелье, спустили тело по реке, принесли на плечах в Салда и там предали земле. И только потом вспомнили о муже погибшей.
Людям показалось странным его поведение. Непонятно, почему первой пошла она с гружёной лошадью. Почему он не сделал никакой попытки спасти жену, а спокойно наблюдал, как её уносит река. Да и в поисках тела он не особо усердствовал. Женщины, что обмывали тело погибшей, нашли на ней дорогой золотой браслет, а когда распутали и отмыли от грязи её густые красивые косы, обнаружили запутавшуюся в них большую золотую серьгу.
И браслет, и серьгу они передали мужу. Ему не хватило ума и порядочности расплатиться с теми, кто обмывал труп его жены или хотя бы оставить им эту серьгу в благодарность за их работу. На следующее утро после похорон он молча покинул наше село и больше ни разу никто не явился, не посетил могилу этой несчастной женщины. Дядя моего дедушки Губур Али из Салда раздал садака за упокой души погибшей, которую никто из салдинцев толком и не знал, и установил надмогильную плиту, чтобы знали, кто она и откуда.
P.S. Вскоре после того, как я опубликовал эту историю в фейсбуке, на связь со мной вышел один из моих приятелей из аула Гочоб Чародинского района. Так я узнал, что муж несчастной утопленницы вскоре после её страшной гибели женился на другой и прожил до глубокой старости и умер лет 15 назад. Что, оказывается, у покойной остались дочери, которые знать не знали, где она похоронена. Она погибла в 1960 году, а могилу её дети и внуки посетили почти через шестьдесят лет. Всем аулом их приняли, провели к могиле, прочли молитву за упокой души. Что случилось в тот роковой день между мужем и женой, и почему он даже перед смертью не сказал детям, где именно, в каком ауле могила их матери, осталось тайной, которую покойные унесли с собой.
Магомед Бисавалиев