Найти тему

Цветовой круг Гете. Цветопсихология

Одним из источников практической цветопсихологии является учение Гете о цвете. Если Нюьютон интересовался цветами спектра, которые связаны с определенной длиной цветовых волн, то Гете — цветом различных тел.

В практике цветовая окраска оценивается следующим образом:

  1. Основные цвета. Желтый, синий, красный. Цвета, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех цветов в определенной пропорции всегда дает бесцветность, т.е. серый цвет.
  2. Составные цвета первой степени. Цвета, полученные смешением двух основных цветов. Например, оранжевый — смешение желтого и красного или фиолетовый — смешение красного и синего.
  3. Составные цвета второй степени. Цвета, образованные смешением составных цветов второй степени. Например, красно-бурый — смешение оранжевого и фиолетового, или серо-синий — смешение фиолетового и зеленого, или охра — смешение зеленого с оранжевым.

«Естественный цветовой круг» Гете строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета: желтый, синий, красный.

В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершине второго треугольника расположены составные цвета первой степени. Оба треугольник образовывают шестиугольник, вписанный в круг.

На этом круге, на противоположных точках, противостоят два цвета, один из которых основной, а другой — составной цвет первой степени. Эти цвета мы называем противоположными или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных цветов всегда состоит из трех основных цветов. Таким образом, в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг.

-2

Попробуйте проделать такой опыт — полминуты смотреть на оранжево-красный круг на белой бумаге. Вы увидите, что вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет светло зеленым. И наоборот, если всматриваться в зеленый треугольник, то ореол будет цвета красного персика.

Это происходит от того, что в нашей сетчатке глаза отражаются три цветовые составляющих, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение воздействует только сини цвет, то способность зрительского восприятия этого цвета уменьшается и восприятие остальных цветов — красного и желтого, увеличивается. От этого и возникает красно-желтая копия синего цвета.

Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне — как серый с оранжевым оттенком. Так цвета взаимосвязаны с друг другом.

Противоположные тона всегда создают сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выглядели красными, надо уложить их на зеленые овощи.

-4

Если мы захотим для большей яркости использовать контраст основного и дополнительных цветов и выберем контраст средне-яркого красного на средне-ярком-зеленом, то мы будем разочарованы — начнется борьба обеих «соперников» и у нас зарябит в глазах. Для достижения необходимого эффекта силу одного тона надо уменьшить.