Время не остановить, прошлое забывается, но только от желания и возможностей людей зависит как и в какой форме сохранить память о прошлом времени. Можно только приветствовать когда граждане и власти бережно относятся к реликвиям, которые оказываются в их ведение. Но бывают и случаи, когда сохраняются не боевые единицы собственных Вооруженных сил, но трофеи, как память о боевых действиях и силе противника, который им противостоял. И это тоже важно.
57. Памятный объект: Японская человекоторпеда типа "Kaiten-4" ("Кайтен"), США
Статус: экспонат музея
Место расположения: США, шт. Гавайи, г.Гонолулу, музей "USS Bowfin Submarine Museum & Park" (Музей и парк подводной лодки «Боуфин» )
Достаточно известное сейчас боевое средство ведения борьбы на море. По своей сути "Кайтен" - японская пилотируемая торпеда с кислородно-керосиновым двигателем, управляемая пилотом - смертником. Торпеда не имела механизмов экстренного покидания для пилота, люк за обреченным пилотом задраивался наглухо. Смертник выбирал цель в перископ, увеличивал глубину и скорость и атаковал жертву. В случае промаха пилот не мог покинуть капсулу и погибал от недостатка кислорода.
Находящийся в американском музее экземпляр человекоторпеды "Кайтен-4" ("тип 4") является одним из вариантов усовершенствованных человекоторпед типа "Кайтен-1" ("тип 1"), работы над которым в Японии велись вплоть до капитуляции.
В конце войны были созданы опытные образцы и начато серийное производство человекоторпед "Кайтен-4", которые отличались от "Кайтен-1" увеличенной скоростью и дальность. хода, а также существенно большей массой заряда ВВ. На вооружение они не поступили, но по некоторым данным было изготовлено 40-50 экземпляров.
При водоизмещении 18,2 т они имели длину 9,15 м, ширину (диаметр) корпуса - 0,9 м, ее экипаж составлял один человек. В качестве энергетической установки использовался керосино-кислородный ДВС мощность. 1500 л.с. В движение данный аппарат приводился соосными гребными винтами, развивая скорость до 40 узлов, при этом дальность плавания составляла 16,8 мили (40 узлов), или 23,6 (30), или 38,5 (20). Масса заряда составляла 1780 кг ВВ.
В Японии также велись работы по созданию человекоторпед с другим, чем у торпед "тип 1" и "тип 4" двигателями. Однако затруднения, возникшие при создании парогазотурбинной установки с использованием германского опыта не позволили наладить серийный выпуск двухместных торпед "Кайтен-2" ("тип 2"), были изготовлены только экспериментальные образцы.
Проводились работы по созданию малошумной человекоторпеды "тип 10" с электро-аккумуляторной энергоустановкой и меньшей, чем у других человекоторпед скоростью полного хода (были изготовлены опытные образцы).
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, видел этот памятник подводной лодке в Гонолулу? Кому-то вопрос покажется глупым, но я встречал в интернете отчеты путешественников-соотечественников, которые добрались и до Гавайев. Кстати, судя по всему - там большой парк и музей, в котором есть интересные экспонаты, например, подводная лодка "Боуфин" (тип "Балао"), и о ней мы тоже в свое время расскажем. Друзья, делитесь впечатлениями, а мы прощаемся, до следующей встречи.
Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.