Свет и цвет неразрывно связаны между собой. Ньютон доказал это, когда с помощью преломления света через призму, разложил солнечный свет на составные цвета радуги.
Свет и цвет также неразрывно связанны и в нашем восприятии. Точно так же как свет и темнота действуют на наше сознание, точно также действуют на нас светлые и темные цвета. Наш мозг различает цвета, которые сам по себе являются наиболее светлыми — желтые тона, а синие и фиолетовые тона мы воспринимаем как темные. Желтый цвет -светлый, как солнечный день вызывает радостное настроение, фиолетово-синие — сумрачное. Делая те или иные тона светлыми или темными, мы можем варьировать их воздействие. Так, например, розовый, с прибавлением красного оттенка, кажется более пахучим и нежным. А более темный красный цвет воспринимается как более тяжелый.
Бесконечное разнообразие цветов в природе делает совершенно бессмысленным давать названия всем оттенкам. Конечно, можно называть цвета темно-вишневым, терракотовым, лазоревым, лимонным, пурпурным и т.п. Но никаких слов не хватит для отображения всей природной палитры цветов и их оттенков. К тому же, эти определения носят образный и сугубо субъективный характер.
Сейчас мы разделяем три характеристики цвета: тон, насыщенность, светлота. Цветовой тон — это название цветовой основы. Красный, желтый, синий и т.д. Насыщенность - степень чистоты цвета, мера отсутствия серой составляющей. Насыщенность тем выше, чем ярче, больше выражен тот или иной цветовой тон. Светлота — степень приближения цвета к белому.
Эти характеристики важно понимать при смешивании красок, но мы также не должны забывать, что определение цвета изначально связанно с психикой и физиологией, поэтому элемент субъективность здесь присутствует всегда.
Для художника, при построении композиционного решения картины, очень важен такой элемент цветового решения, как яркость. Яркость — это не свойство цвета, а его соотношение с другими цветами. Это степень контрастности на фоне другого цвета, интенсивность выделения его из окружающей среды.
Яркость играет большую роль в колористическом строе картины, зачастую является основными композиционным замыслом.
И здесь мы возвращаемся к цветовому кругу и цветовым соотношениям. Вспоминаем, что сочетание цветов по концам диаметра цветового круга является цветовым контрастом, а сами цвета называются противоположными или дополнительными.
Находясь рядом, контрастные цвета усиливают друг друга, а при смешении дают серый цвет. Эта способность усиления несмешанных противоположных цветов является мощным колористическим приемом в построении композиции. Особенно, если требуется выразить сильные эмоции, возвышенные грандиозные явления.
Для начинающих художников при смешивании цветов, необходимо следить не являются ли цвета противоположными, чтобы не получить серый цвет.
Смешивая соседние цвета, легче добиться согласованности, гармонии, целостности колорита. Спокойное цветосочетание влияет на рецепторы глаза таким образом, что появляется ощущение близости, единства цветовых сочетаний. При таком сочетании цветов в картине, существует опасность монотонности.
Художник может решить эту проблему, если будет работать более свободно, выявляя цветовую доминанту, используя противоположные цвета.
Если мы сочетаем парные цвета цветового круга через один, то они не дают нового типа цветовых соотношений.
Другое дело, если мы сочетаем три цвета — цветовые триады. Первая триада содержит основные цвета. Вторая — дополнительные цвета (смотрите статью — Цветовой круг Гете). В обоих триадах заключена закономерность — один из трех цветов как бы противопоставляет себя двум другим в триаде. И что еще интересно: в первой триаде основной цвет холоднее, а во второй триаде — теплее.
Таким образом, с помощью процентного сочетания цветов в цветовых триадах можно управлять и цветовым контрастом цвета, и его тональными нюансами.