Положениями Налогового кодекса РФ понятие предпроверочного анализа, в отличие от определений камеральной и налоговой проверки никак не раскрывается.
По сути, это совокупность контрольных мероприятий как прямо поименованных в НК РФ, так и не закрепленных в нем.
Выполняя вторые, инспекторы активно применяют приказ ФНС от 23.07.2009 № ММ-8-1/24дсп@. В нем утверждены методические рекомендации, как проводить налоговый мониторинг и предпроверочный анализ. В его основу положены среднеотраслевые показатели. Также используют письмо ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дсп@., в котором установлена балльная система оценки налогоплательщиков. По ней инспекторы находят выгодоприобретателя при разрывах НДС. Оба этих приказа имеют гриф «Для служебного использования» («ДСП»).
На первоначальном этапе налоговая, получившая из вышестоящих налоговых органов список налогоплательщиков-покупателей, у которых в декларациях по НДС выявлены расхождения, производит анализ массива данных из АИС «Налог-3» и иных внешних источников (СПАРК, Контур-фокус, картотека арбитражных дел, СМИ и т.д.). Они включают в себя в т.ч. данные:
- о начисленных налоговых обязательствах и уплаченных налогах и сборах налогоплательщика;
- о цепочках контрагентов, с которыми налогоплательщик в проверяемом периоде выстраивал хозяйственные связи, а также разрывах по НДС на всем протяжении этой цепочки;
- о ведении или отсутствии реальной финансово-хозяйственной деятельности со стороны контрагентов через систему маркеров (анализирует выписки по банку, с целью установления выгодоприобретателей, IP-адреса, соответствие вычетов движению денежных средств по счетам, анализирует наличие общехозяйственных расходов, а также цепочки до обналичивания денежных средств).
Роль каждой компаний определяется в баллах (балльная система), а также формируется «мотивированное заключение об установленном выгодоприобретателе».
С 2007 года инспекторы также используют в работе перечень из 109 признаков однодневок. Каждому признаку ФНС присвоила балл по шкале от 1 до 30. Например, компания представляет отчетность с минимальными показателями к уплате –это 1 балл, открытие новых расчетных счетов после блокировки старых – 5 баллов, финансово-хозяйственные операции не совпадают с ОКВЭД, заявленными в ЕГРЮЛ – 10 баллов и т.д. Если сумма баллов составит 30–35, сделка компании подпадает под подозрение.
Указанный в письмах ФНС объем информации позволяет налоговому органу «подсветить» проблемных (или недобросовестных, по мнению ФНС) контрагентов и начать активный поиск и сбор доказательств для доначисления налогов вашей компании. Какие методы для этого применяют?
Основные инструменты предпроверочного анализа:
- запросы документов и информации по ст. 93.1 НК РФ,
- вызов на комиссии по легализации налоговой базы,
- допросы руководителей и сотрудников организации
- осмотры вне рамок проверок документов и предметов, а также при необходимости взыскания недоимки свыше 1 млн руб. согласно ст. 46 НК РФ.
Итак, если кратко резюмировать складывающуюся на данном этапе налогового контроля ситуацию, то можно сделать два несложных вывода:
- Несмотря на отсутствие нормативного (законодательного) закрепления понятия «предпроверочный анализ», последний играет исключительно важную роль в процессе первоначального установления контакта «налогоплательщик – налоговый орган»
- Контакт может быть как эффективным (при заинтересованности в нем компании и готовности защищать свои законные права, т.е. налоговые вычеты, с помощью четко выстроенной, аргументированной позиции и наличия заранее собранных доказательств невиновности, что может несколько «охладить пыл» чиновников, осознающих, что убедительных доказательств правонарушения собрано не будет) либо неудачным (сознательное игнорирование требований инспекторов, что может повлечь конфликт с ними и возможное попадание компании в план выездных проверок либо значительные доначисления в ходе камеральных).
Больше информации на данную тему можно найти по адресу: https://nalogproverki.blogspot.com/