Найти тему
ПроФэнтези

Волшебный телефон: топ-7 устройств для общения на расстоянии в фэнтези

Оглавление

В современном мире все просто - взял телефон (смарт-часы, очки VR) и позвонил. В киберпанке еще проще - для связи есть импланты. Фэнтези же чаще всего ориентировано на условно средневековые реалии, поэтому связь там соответствующая: голуби, вороны, совы, гонцы и т.д. У чародеев, разумеется, есть заклинания или фамилиары.

Но порой авторы придумывают и магические средства связи. Семерка - волшебное число, поэтому в сегодняшней статье я собрал топ-7 интересных устройств для общения из книг в жанре фэнтези. Поехали!)

Арагорн дорвался до палантира (скриншот из фильма, www.pinterest.com).
Арагорн дорвался до палантира (скриншот из фильма, www.pinterest.com).

1. Палантиры

Пожалуй, самый известный вариант. Во "Властелине Колец" Толкина это черные шары с гладкой поверхностью, которые созданы великим мастером Феанором. Первоначально эльфы привезли палантиры в Нуменор (точное количество неизвестно), а уже оттуда семь штук попали в Средиземье. Их разместили в самых важных крепостях Арнора и Гондора.

Управлять палантиром мог только человек с достаточно сильной волей. Через палантиры устанавливалась телепатическая связь: два владельца по взаимному согласию могли обмениваться мыслями - не всем подряд, что крутится в голове, а только тем, что они хотели передать. Также палантиры могли показывать происходящее в дальних землях: чем сильнее воля хозяина, тем более детализированной получалась картинка.

Валирийская свеча из "Игры престолов" (модель Yanez Designs, www.sketchfab.com).
Валирийская свеча из "Игры престолов" (модель Yanez Designs, www.sketchfab.com).

2. Валирийские свечи

Магия Валирии связана с огнем и драконами, поэтому неудивительно, что и для общения валирийцы создали свечи из драконьего стекла - обсидиана. Знания о том, как их зажигать, а уж тем более использовать, считаются утраченными. Однако одна свеча все же горит в кабинете архимейстера Марвина, которого за глаза называют Магом.

Известно, что чародеи Валирии с помощью стеклянных свечей могли следить за событиями на больших расстояниях, разговаривать друг с другом, проникать в сны человека и посылать ему видения. Возможно, были и другие свойства, потому что в необычайно ярких огоньках тени вокруг чернели, словно врата в иной мир. Думаю, свечи еще сыграют роль в сюжете ПЛиО (конечно, если Джордж Мартин допишет "Ветра зимы").

Сквозное зеркало Сириуса Блэка (коллаж www.screenrant.com).
Сквозное зеркало Сириуса Блэка (коллаж www.screenrant.com).

3. Зеркала

Очень распространенный волшебный предмет и в сказках, и в фэнтези. Его можно использовать как собеседника ("Свет мой зеркальце, скажи..."), портал (как в "Шепчущем черепе" Дж. Страуда), устройство для слежки ("Ведьмы за границей" Т. Пратчетта). А для общения его приспособили в семье Блэков ("Гарри Поттер" Дж. Роулинг).

Сквозное зеркало - это две половинки, магически связанные между собой. Для вызова одного из владельцев другому достаточно назвать только имя. С помощью зеркала можно не только разговаривать, но и смотреть на собеседника (как по видеозвонку). Очень жаль, что Гарри на протяжении всего "Ордена Феникса" так и не вспомнил о подарке Сириуса, когда нужно было срочно связаться с крестным :(

Даль-перо (арт Pablo Zamora Almagro, www.artstation.com).
Даль-перо (арт Pablo Zamora Almagro, www.artstation.com).

4. Дальперья

В "Архиве Буресвета" Брендона Сандерсона источником магии является буресвет - энергия разрушительных штормов, которая накапливается в драгоценных камнях. Для ее использования созданы артефакты разных типов - фабриали. Каждое даль-перо - это парный фабриаль. Они создаются через расщепление одного драгоценного камня, при этом действия одной половины влияют на другую.

Дальперья обычно используют энергию рубинов. Чтобы отправить запрос на связь, нужно повернуть камень - тогда его пара замигает. Владелец второго пера должен поместить его над листом бумаги и тоже повернуть самосвет на одно деление. После этого перо начнет повторять движения руки первого контактера. В таком же порядке можно и отвечать. Конечно, это больше напоминает телеграф, а не телефон, но все равно любопытная задумка.

Колода карт в "Хрониках Амбера" (арт www.chroniclesofamber.tumblr.com).
Колода карт в "Хрониках Амбера" (арт www.chroniclesofamber.tumblr.com).

5. Карты

В "Хрониках Амбера" Роджера Желязны для связи используются колоды карт, созданные одаренным художником и магом Дворкином. У каждого члена королевской семьи Амбера есть своя уникальная колода, на козырях которой изображены другие члены семьи. Чтобы связаться с кем-то из них, нужно сосредоточиться на карте, при этом адресат может отклонить вызов. Колода позволяет не только поговорить на расстоянии, но и телепортироваться туда, где находится родственник.

Примерно так могла бы выглядеть Доска Судьбы (арт www.regnum.ru).
Примерно так могла бы выглядеть Доска Судьбы (арт www.regnum.ru).

6. Доска Судьбы

Очень похожее на колоды карт из "Хроник Амбера" устройство появляется в "Шпаге Гроссмейстера" Александра Дихнова. С виду это обычный игральный кубик, но если перевернуть его гравировкой вверх, то на ладони раскрывается Доска, похожая на шахматную. Ее поле - это вся Галактика, а появляющиеся и исчезающие пешки и фигуры символизируют разные силы. Белые - независимые, а черные - члены клуба, основанного загадочным Гроссмейстером, создателем Доски.

При помощи Доски можно общаться между собой. Для этого достаточно прикоснуться к нужной фигуре. Во время разговора видно друг друга, но не тех, кто стоит рядом. Точно так же, как и в Амбере, вызов можно "сбросить", а при желании и телепортироваться примерно в то место, где находится "молчун".

Клик-башня (модель Hadrien59, www.sketchfab.com).
Клик-башня (модель Hadrien59, www.sketchfab.com).

7. Клик-башни

Первая коммуникационная сеть Плоского мира Терри Пратчетта. Типичная клик-башня - трехэтажная, построена в основном из дерева и выглядит так, будто ее собрали из всего, что попалось под руку. На башне работают два оператора - один принимает послания, а другой передает. Для отправки сообщений используются восемь отверстий с цветными огоньками, каждой букве соответствует определенная комбинация. Информацию даже можно кодировать.

Конечно, и эта технология похожа на телеграф, а не на телефон. Но в ней есть кое-что от Интернета. Каждый состоятельный человек или организация может купить или построить свою клик-башню. Тогда у них появляется личный адрес формата "c-mail". Например, в книгах упоминается адрес ассоциации Игорей: Yethmarthter@Überwald.

Спасибо за внимание! Напишите в комментариях, какие еще устройства для связи вы встречали в фэнтези :)