Найти тему

Бесконечно повторяющийся сценарий или треугольник Карпмана⁠⁠

Изображение от wayhomestudio на Freepik
Изображение от wayhomestudio на Freepik

Хочется поговорить о треугольнике Карпмана. Вроде и вещь базовая, а на канале никогда не писалась.

У всех у нас есть друзья и знакомые, которые как будто заперты в плохом сне, бесконечно повторяющемся по кругу снова и снова. Подруга, которая как только уходит от одного мучающего абьюзера, тут же успешно находит его копию и повторяет предыдущие отношения. Друг, который раз за разом оказывается на работах, где без него вот-вот все рассыплется на глазах и мужественно убивает все свои выходные на спасение окружающих. Знакомый, жалующийся на недостаток крепких отношений, при этом проводящий вечера только у проституток. Модель объясняющая, откуда берутся такие долгоиграющие истории и была названа треугольник Карпмана.

В треугольнике три позиции, каждая из которых соединена с остальными. Это Жертва, Преследователь и Спасатель. У каждой позиции есть своя роль, схема поведения. Преследователь ищет жертву, стремится установить над ней контроль и заставляет страдать и испытывать боль. Жертва привлекает к себе Преследователя и ищет своего Спасателя, сохраняя таким образом статус беспомощного человека, который ничего не решает. Спасатель ищет Жертву, которой нужна помощь, и забивает весь свой график усилиями для ее спасения.

Треугольник Карпмана является динамической структурой, что позволяет ему функционировать практически бесконечно. Каждая позиция может при изменении обстоятельств перетечь в другую, чтобы осуществляемая игра не останавливалась. Например, парень, который наконец-то вытянул девушку из абьюзивных отношений и начал сам с ней встречаться, спустя время может столкнутся с претензиями уже в свой адрес, обнаруживая свой переход из позиции Спасателя в Преследователя.

Нахождение в данном треугольнике - сугубо добровольный процесс, несмотря на кажущуюся на первый взгляд вынужденность пребывания там. Каждый участник преследует свою функциональную цель и получает практическую выгоду. Которая уже гораздо лучше подходит под описание вынужденной, а еще - нездоровой.

Жертва снимает с себя ответственность за свою жизнь и передает ее посторонним людям, позволяя себе понемногу сладко психологически деградировать. Преследователь убегает от принятия собственных чувств стыда, беспомощности и боли, заставляя их испытывать других. Спасатель же получает первоклассное оправдание невозможности заниматься своей жизнью и решать давно назревшие собственные проблемы - он полностью и безальтернативно занят помощью окружающим.

Треугольник Карпмана является в первую очередь Игрой, позволяющей всем ее участникам уходить от своих чувств и сложностей жизни, пребывая в иллюзии альтернативной реальности, где все четко и понятно. Но его главный вред, как и любого способа ухода от реальности, является сжигание времени настоящей жизни, где можно быть полноценно счастливым, а не просто частью игры, диктующей твое поведение.

Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"