Найти тему

Фарфор в метро. Фаянсовые барельефы Г.И. Мотовилова. "Проспект Мира" (кольцевая).

Мало кто знает, что первоначально станция "Проспект Мира" (кольцевая) носила название "Ботанический сад". Так как рядом располагался сад Московского университета, заложенный ещё в 1706 году по указу Петра I при Московском генеральном госпитале. Назывался сад - "Аптекарский огород", в нем выращивали лекарственные травы.

Центральный зал. 1955г. Фото В. Кошевого. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.
Центральный зал. 1955г. Фото В. Кошевого. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.
Открытка цветная. Станция «Проспект мира».
1981 г. Источник: фото Н. Ломоносовой.
Открытка цветная. Станция «Проспект мира». 1981 г. Источник: фото Н. Ломоносовой.

Дата открытия: 30 января 1952 года.

Архитекторы станции: В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус Архитектор вестибюлей: А. Е. Аркин.

Художник: А. Н. Кузнецов.

Скульптор: Г. И. Мотовилов

Конструкция: пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения.

До 26 октября 1966 года - «Ботанический сад» .

Г. Мотовилов. Медальон "Сборщица винограда". Фаянсовый барельеф.
Г. Мотовилов. Медальон "Сборщица винограда". Фаянсовый барельеф.

Темой оформления «Ботанического сада» стали слова селекционера И. Мичурина

„Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!»

Г. Мотовилов. Медальон "Сборщики урожая". Фаянсовый барельеф. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.
Г. Мотовилов. Медальон "Сборщики урожая". Фаянсовый барельеф. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.

Всего на станции 16 фаянсовых барельефов. Пилоны, покрытые прохоро-баландинским мрамором, слегка расширяются вверху. Широкие керамические капители с богатым растительным орнаментом превращают их в массивные квадратные колонны. Каждая капитель украшена барельефом (автор Г. Мотовилов), в котором раскрывается тема гармонии человека и природы: представители народов СССР в традиционных одеждах заняты на сельских работах; пионеры сажают деревья; ученые занимаются выведением новых видов растений.

Г. Мотовилов. Медальон "Девушка со снопом". Фаянсовый барельеф. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.
Г. Мотовилов. Медальон "Девушка со снопом". Фаянсовый барельеф. Источник: Е. Ларичев, А. Углик. "Московское метро". 2007г.

Впоследствии Мотовилова обвиняли в излишнем натурализме этих майолик, приводя в пример более обобщенные и декоративные барельефы Данько на станции "Театральная". Однако не которые композиции, особенно однофигурные, прекрасно вписываются в строгую архитектуру станции.

Г. Мотовилов. Медальон "Сборщик хлопка". Фаянсовый барельеф.
Г. Мотовилов. Медальон "Сборщик хлопка". Фаянсовый барельеф.

Присутствие растительного орнамента в оформлении этой станции отражает её первое название "Ботанический сад".

Г. . Мотовилов. Медальоны. Фаянсовый барельеф.
Г. . Мотовилов. Медальоны. Фаянсовый барельеф.

Пилоны поддерживают плоские своды, расчерченные ромбовидными кессонами. Освещают станцию расположенные по центральной оси свода оригинальные бронзовые

светильники с лампами в форме снопа колосьев. Путевые стены облицованы темно-красным мрамором «нижний тагил», пол выложен черным «габбро» и серым янцевским гранитом. До 1958 года в торце центрального зала станции находилось панно, несколько нарушающее «ботаническую» композицию станции, — профиль В. И. Ленина на фоне победных знамен. В 1958 году на его месте соорудили переход на станцию «Ботанический сад» Калужско-Рижской линии.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

#фаянс #советскийфарфор #московскоеметро