Приходя на сессию, многие очень надеются получить от коуча волшебную таблетку, которая чудесным образом решит их запрос. И я могу ее дать — называется «ответственность за свои действия и свой результат».
Принимать 3 раза в день, а можно и больше, по необходимости. Таблетка иногда замедленного действия, но работает всегда и поистине чудодейственная. Если идти к результату в партнерстве с коучем, то оказывается не такой горькой, и результат наступает в разы быстрее, еще и потому, что коуч всегда своевременно напомнит ее принять.
Автор: Екатерина Джебеджи — эксперт кафедры «Коучинг» Академии социальных технологий, бизнес и executive-коуч.
Если за результат отвечает клиент, то в чем тогда заключается ответственность коуча?
1. Помочь клиенту проработать все существенные внешние и внутренние препятствия
Да, действительно, как бы коуч ни стимулировал «мыслительные и творческие процессы, вдохновляющие клиентов на максимальное раскрытие личного и профессионального потенциала», как бы качественно ни проводил сессии, совершать шаги в направлении цели будет сам клиент. Или не будет, если в процессе работы коуч и клиент не прояснят все значимые риски, преграды и убеждения, которые могут помешать клиенту реализовать задуманное.
Каждым своим действием, отвечая за организацию процесса коучингового сотрудничества, коуч создает весомые предпосылки для результата клиента. Зачастую клиент ставит цель, время реализации которой выходит за рамки продолжительности сотрудничества. Профессионально выстраивая процесс, коуч опосредованно, но очень весомо влияет на результаты клиента как в течение коучинговых отношений, так и за их пределами.
2. Оценить, находится ли проблема, с которой хочет работать клиент, в поле возможностей коучинга
Если коуч чувствует сомнения в эффективности коучинга в решении задачи клиента, он поделится с клиентом своими наблюдениями. Тогда выбор клиента — продолжать работу с коучем или обратиться к другому специалисту (консультанту, наставнику, психологу, психотерапевту).
3. Прояснить, какой результат клиент хочет получить
Бывает, что клиент приходит «поговорить» в надежде, что он осмыслит нечто важное, и задача решится сама, без его усилий. Профессиональная ответственность коуча в таком случае — прояснить, является ли его целью осмысление, или он хочет конкретного результата, воплощенного в жизнь. Если клиент ждет, что результат придет сам, ожидает магии и волшебства от коучинга, то задача коуча — не поддерживать данные иллюзии, а прояснить, насколько клиент готов действовать сам в направлении желаемой цели.
4. Помочь клиенту точно сформулировать свою задачу и желаемый результат
Уделить достаточное время прояснению настоящей цели, вдохновляющей клиента на действия и изменения. Если вектор движения будет выбран точно, то выше вероятность, что клиент добьется желаемых результатов.
5. Периодически возвращать клиента к основной задаче
Коучинг не прямолинеен, в процессе сотрудничества возникают вопросы, актуальные клиенту в моменте, или темы, вроде бы напрямую не связанные с основной задачей, но имеющие серьезное значение в продвижении. Отклонения от курса будут, и это дело коуча — уточнять у клиента, как обсуждение того или иного вопроса связано с решением той глобальной темы, с которой клиент обратился к коучу.
6. Создать комфортное пространство для движения к цели
Ответственность коуча — проговорить с клиентом, если он чувствует несовпадение на каких-то уровнях: вроде бы все хорошо, но нет ощущения, что клиент чувствует себя в безопасности, доверяет коучу и свободно выражает свои мысли и чувства.
Коучу необходимо открыто обсудить с клиентом свои гипотезы, чтобы создать совместно то пространство, где клиент может чувствовать себя свободно, концентрируясь на решении своей основной задачи.