Найти в Дзене
Дневник ресторатора

Что будет с KFC когда наступит Ростикс? И наступит прямо на него.

Ситуация с KFC становится по-настоящему критичной. Компания Yum! Brands пытается продать франшизу на Россию Константину Котову – одному из своих небольших франчайзи. При этом продаёт очень хитро. 

Yum! Brands обязывает Котова работать именно под брендом Ростикс, который компания выкупила в 2009 году у Ростислава Ордовского-Танаевского. Но при этом, по договору Yum оставляет за собой возможность выкупить бренд обратно. Иными словами, вернуться в Россию. Сейчас сделка находится на стадии одобрения правительственной комиссии. Франчайзи KFC, со своей стороны, вчера написали письмо на имя Председателя Правительства, с просьбой приостановки сделки. 

На мой взгляд, всё это похоже на какой-то глобальный развод. Поясню, почему. С действующими российскими франчайзи никто ничего не проговаривал. Им объявили, что они будут платить те же 11% роялти и маркетинга, но уже за Ростикс, а не за KFC. Но за что в таком случае они будут отдавать деньги? KFC – мировой бренд с 99% узнаваемостью в России. О Ростиксе же помнят порядка 20% населения страны, а узнаваемость у него будет ещё ниже этой цифры.

На технологии и продвижение KFC работает огромная команда в Далласе, охватывая абсолютно все аспекты. И диджитал, и маркетинг, и разработки, и дегустации. То есть, это мощная полноценная работа над мировым брендом. На Ростикс же будут работать по сути новички, с совершенно несопоставимым бюджетом. 

И получается, что российский франчайзи должны попросту раскрутить за свой счёт новый стартап. И при этом ещё платить владельцу бренда космические деньги. 

Ещё одной проблемой является то, что отобрать франшизу KFC у франчайзи практически невозможно. Каждая точка приобретала её на 10 лет. Соответственно, часть франчайзи останется под брендом KFC, а часть перейдёт в Ростикс, потому что у них заканчиваются сроки франшизы. Такое разделение, в принципе, убивает любой бренд. У крупных держателей франшизы (таких в России 4: Эй Кей Ресторантс Раша, АмРест, IRB и Сити Ресторантс) сегодняшняя рентабельность вряд ли превышает 5%. Сделка Yum! Brands сразу приведёт их к неизбежному минусу. А это, на минуточку, порядка 750 ресторанов по всей России. 

Думаю, что если всё пойдёт по данному сценарию, ресторанный рынок получит серьёзнейшее потрясение. Ведь KFC – не просто 3 буквы на вывеске. Это ещё и 40 000 сотрудников, 1146 арендаторов, 3% от потребления всей российской курятины и сотни контрагентов. Единственные, кто от этого выиграет, американская компания Yum! Brands, продавшая бизнес за пару сотен миллионов долларов и оставившая за собой право возврата обратно, если вдруг по какой-то нелепой случайности рестораны выживут.

Я считаю, что значительную часть от запрашиваемых денег компанией Yum! Brands нужно оставить в стране, как компенсацию брошенному бизнесу, пустив их на уменьшение в два раза роялти и маркетингового сбора, ребрендинг всех франчайзи, маркетинговые затраты и глобальную поддержку всех переходящих на новый бренд. Название также должно быть полностью независимым от Yum! Brands. И конечно всё это должно стать обязательным, проконтролированным правительственной комиссией условием сделки. Вот тогда у российских предпринимателей появится шанс устоять на ногах.