Найти тему
Роман Апрелев

Как животные сражались с фашизмом

Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”

В годы Великой Отечественной войны люди разных наций сошлись в смертельном противостоянии, но в битвах участвовали животные. Пусть и добровольцами не записывались. Они так же гибли, поэтому заслуживают нашей благодарности и памяти.

Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”

Кто сразу приходит на ум? Пожалуй, лошади. Многие века кавалерия была одним из ведущих родов войск. Во Второй мировой кони уже не могли тягаться с “Тиграми” и “Пантерами”. Поэтому Красной армии, имевшей к началу 40-х годов одну из мощнейших кавалерий мира, пришлось адаптироваться. В крупных верховых соединениях больше не было необходимости, но дивизии поменьше оставались эффективными. Не везде техника могла быстро пробраться из-за сложного рельефа местности, а всадники были в состоянии провести рейд.

Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”

В волгоградском музее “Память” можно увидеть даже противогаз для лошади. Правда, это защитное средство особо не применялось. Генералы ведь всегда лучше всего готовы к предыдущей войне. Так, в Первой мировой отравляющие газы широко использовались, но потом от них отказались. К сожалению, не из соображений гуманизма, а просто из-за низкой эффективности этого оружия: ветер мог смениться и погнать облако газа на свои же позиции.

Лошадиный противогаз. Фото из фондов музея “Память”
Лошадиный противогаз. Фото из фондов музея “Память”

На Нижней Волге активно использовали верблюдов. В Сталинградской области их разводили ради шерсти и молока, а с началом войны бактрианы попали в армию. Хотя на дворе ХХ век, противостояние моторов, но тягачей не хватало. Верблюд же сильнее и выносливее лошади. Так что транспортировку не очень тяжелых грузов возложили на двугорбых. Мало того что верблюд способен долго не есть и не пить, за день он может преодолеть до сотни километров. Хотя в сообразительности коню все же уступает. Но думать и на войне есть кому. В составе 28-й армии насчитывалось около 350 верблюдов. Многие дошли до Берлина.

Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”

Замечательные воспоминания оставил начальник штаба артиллерии бригады П. А. Юшкин о послевоенной встрече в городе Рава-Русская на советско-польской границе (Львовская область Украины) в августе 1945 года: “Вдруг забегает возбужденный мой заместитель по разведке и говорит, что внизу он встретил земляка из Сталинграда и просил его обождать, чтобы я мог с ним поговорить. Я очень обрадовался предстоящей встрече, ведь с июня 1941 г. я не встретил ни одного сталинградца. А так хотелось узнать подробнее о Сталинграде, как выглядит родной завод “Красный Октябрь”. Мы быстро сбежали вниз. Рядом с домом шла большая фронтовая дорога, до предела забитая техникой, обозами и солдатами. Я с нетерпением спрашиваю: “Где?” - “А вон стоит против двери”. Отвечаю, что я не вижу. На асфальте толпа солдат. Пробираемся ближе. Стоит с гордо поднятой головой и колючим взглядом верблюд. На горбах по бокам висят трафареты: “Я иду от Сталинграда, был в Берлине, Праге, иду домой”.

Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”
- В документах встречалось упоминание о попытке в северных регионах приручить лосей и использовать как тягловых животных. Их еще до войны колхозы пытались разводить. Но их было нерентабельно содержать, потому что лось не будет есть абы что. Если корове можно просто подкидывать сена, то ему надо обязательно свежее, то есть выделять кусок леса. Выяснилось, что лось не очень хорошо обучается. С грузом он перемещался по непредсказуемым маршрутам, - рассказал начальник отдела музея “Память” Олег Фирстков.
Фото из фондов музея “Память”
Фото из фондов музея “Память”

Конечно, широко использовались собаки. Умные друзья человека овладели большим количеством военных специальностей. Они были санитарами. Острый нюх позволял псам отыскать раненого бойца. На животном был жилет с перевязочным материалом, чтобы боец мог сам себя перебинтовать, ожидая медиков. Были связистами, доставляя записки на небольших расстояниях. На всю страну прославились саперы Джульбарс и Мухтар - с собачьей помощью обезвредили четыре миллиона мин! Не только академики бывают ездовыми, но и собаки. Для севера это привычная картина, но и в южном Сталинграде барбосы таскали тележки и волокуши. Но самая сложная работа была у подрывников. Далеко не каждый пес оказывался годен к такой самоубийственной службе. Да и для их инструкторов была психологически нелегкая задача - посылать на смерть верных собак. На истребителя танков надевали ранец со взрывчаткой, он бросался под бронемашину, и происходил взрыв. Такую тактику использовали и немцы. Около 300 вражеских танков уничтожили советские собаки. В 2011 году в Волгограде поставили памятник псу-подрывнику.

-8

Более независимые кошки от воинских обязанностей в большинстве случаев уклонялись. Хотя можно вспомнить, как ярославские коты весной 1943 года спасли Ленинград от полчищ крыс. А все в том же Сталинграде жила самая отважная кошка на свете, которая тоже выполняла обязанности связной. Солдаты прикормили Мурку, и она, перебегая из траншеи в траншею, доставляла нужные сведения на бумажке.

Кот в сапогах. Фото из фондов музея “Память”
Кот в сапогах. Фото из фондов музея “Память”

Но коты больше напоминали о мирной жизни, о доме. Когда в омертвевшем Сталинграде, в котором ни одного воробья не увидишь, вдруг из развалин выбралась чумазая кошка, бойцы радостно кинулись гладить ее. Как отмечает корреспондент “Правды” Яков Рюмкин, чуть до драки не дошло в споре, у кого будет жить зверек. Кошку все-таки забрали в 13-ю гвардейскую дивизию.

Фото Якова Рюмкина
Фото Якова Рюмкина

Издавна для переписки использовали почтовых голубей. Предстояло им послужить и в Великую Отечественную. Вот постановление военсовета Сталинградского военного округа от марта 1942 года. Согласно этому документу, поручалось натренировать 300 птиц для обеспечения связи вдоль железной дороги. Пернатые должны были летать от Сталинграда до Поворина, Ворошиловграда, Ростова и Тихорецкой. На обеспечение крылатых почтальонов выделили 600 килограммов корма (вика, ячмень, горох, просо и конопля). Но птицы подвели, хотя никакой вины в том за ними нет.

Правильный способ переноски голубей. Иллюстрация из фондов музея “Память”
Правильный способ переноски голубей. Иллюстрация из фондов музея “Память”
- Когда уже разгорелась Сталинградская битва, голубей невозможно стало использовать, потому что они все оглохли. Военные писали, что вокруг рвались снаряды, а голуби ходили по площади и ничего не слышали. Летать, как надо, они уже не могли, так как вестибулярный аппарат у них связан со слухом, - объяснил Олег Фирстков.