Рассказ "Сын полицая", часть 4.
Маруся стала немного добрее и некоторое время не цеплялась к Лизавете, потому что вернулся её рыжий Василь. Встречали его как самого настоящего героя. Он даже заплакал от радости и неожиданности, а Маруся от счастья расцвела и похорошела.
-И хорошо, - пожилой Никифор смотрел на Лизавету, - хоть мужиков больше в деревне стало. И Маруся успокоилась.
-Пусть бы так и было, - Лиза обняла Мишеньку.
-Всё так и будет.
Через год у Маруси с Василём родился сын Витя, такой же рыженький, как и его отец. И в соседних деревнях тоже родилось двое рыжих у двух незамужних женщин. Все догадывались, кто отец.
Василь вместе со всеми трудился в колхозе. Но по просьбе председателя в день, когда Никитична, почтальонка, должна была разносить пенсии по окрестным деревням, Василь ей помогал. Был вроде охранника. Мало ли кто в лесу мог встретиться. Стоило ему, такому видному мужчине, фронтовику, показаться в деревне, как начинались разговоры. Многие вдовы и незамужние девушки завидовали Маруське. Муж вернулся живой и здоровый. А у него нежности и ласки в запасе было много, да и жалко ему было "бабочек" в самом соку. Так он называл одиноких женщин. И он их "жалел" по мере возможности. Конечно, тех, кто был не против. Вот у двух женщин дети и родились.
Никифор как-то спросил у Лизаветы:
-Слышала, что говорят? Василь Маруськин везде успевает.
-А как же. Маруся из себя выходит. Укусить готова. Хоть и не подходи к ней.
-Баб понять можно, - задумчиво произнёс Никифор. - Остались одни. У тебя хоть ребятёнок есть. А у них никого. Остались одни одинёшеньки. И надежд никаких. Мужиков раз, два и обчёлся. А так детишек народили, свою бабью задачу выполнили. Теперь смысл в жизни у них появится. Оно и надо, чтобы смысл был.
-Это точно, батя, - согласилась Лизавета. - Сонечка мне как-то призналась, что и Зина о сыне мечтает, но рожать не от кого. И Вольга не может пережить, что не выносила ребёнка своего, когда Яшка на фронт ушёл. Так хочется, чтобы и они счастье материнское познали.
-Надо и им к Василю обратиться, - пошутил отец, - он точно не откажет.
-Ты что, батя! Им потом места не будет в деревне. Маруся со свету сживёт.
-Шучу я. Им бы уехать куда. Сейчас же многие едут Кёнигсберг, по-новому Калиниград, восстанавливать. Пусть бы Вольга с Зиной вместе с другими в край далёкий отправились, - отец внимательно посмотрел на дочь. - И ты , Лизавета, смогла бы поехать. Мишка уже подрос немного. Вон как лепечет что-то. А я бы уже век свой дожил как-нибудь.
Лиза подхватила сынишку, который топал своими маленькими ножками по полу, на руки и, улыбнувшись, сказала:
-Батя, я без тебя никуда. Как бы ни было, а мы вместе в родной деревне. Не смогу я жить на чужбине. Здесь хоть и обидит кто, я к берёзкам родным схожу и беду свою расскажу. Они меня выслушают и грусть-печаль развеют. А там что? Ни одной родной души. Нет, не поеду никуда. Вольгина сестра Вера поехала. Потом расскажет, как там, когда назад вернётся.
-Так Вольга совсем одна осталась?
-В том и дело. Теперь совсем одна. Яшка её поди уже не вернётся. Вольга ездила в область, узнавала. Сказали ей после боя без вести пропал. Так что надежды на то, что вернётся, нет.
-Так и поехала бы с Верой.
-Говорит, что родилась на этой земле и лежать в ней будет, в другую не хочет. И родители здесь похоронены. Вера с собой Зину звала, но она Соню не оставит. А с Соней не поедешь.
-Да, Соньку лечить надо, пока не поздно. Может, доктора бы ей помогли.
-Зина говорила, что посоветовали им обратиться в область. Осенью и поедут, когда работы будет меньше.
***
Осенью случилось событие, которое изменило жизнь Вольги, а Лизавета обрела ещё одного друга и защитника. Неожиданно в деревне появился мужчина без кисти на левой руке. Когда он постучал в дверь, Лизавета испугалась. Гостей так поздно они с отцом не ждали.
-Кто это?
-Я к Никифору Михайловичу? Он вроде здесь живёт.
-А Вы кто? Что отцу сказать?
-Скажите, что Микола (Николай) пришёл.
Лиза поспешила в комнату. Тихо, чтобы не разбудить Мишеньку, спросила:
-Батя, тебя какой-то Микола спрашивает, впустить?
-Господи, живой, - отец закрыл рукой лицо. - Открой дочка.
Гость снял шапку , как только зашёл в избу. Они с Никифором Михайловичем обнялись, а потом пошли за перегородку, где стоял маленький стол и табуретки.
-Лизавета, это тот самый парень, с которым мы из окружения выбирались.
Микола дополнил:
-Никифор спас меня.
***
Микола нашёл своего спасителя не только для того, чтобы сказать слова благодарности. Он вернулся в родное село и узнал, что ни его жены, ни сына больше нет. Микола подался в город, начал работать. Но понял, что городская жизнь не для него. Ему хотелось быть ближе к земле, потому что родился и вырос в деревне. Тогда Микола и разыскал своего спасителя Никифора.
Деревня гудела и радовалась. Ещё одни мужские руки появились! Сначала некоторые жители подумали, что Микола и Лизавета станут парой. Маруся, в которой злости стало ещё больше, первой разнесла сплетни:
-Это же надо, какое полицаихе счастье выпало. Баб одиноких столько, а к ней жених домой явился.
Микола же очень скоро посватался к Вольге. Лизавета их "свела". Поговорив с Миколой, сразу подумала, что они с Вольгой будут отличной парой. Она мужа потеряла, и сестра уехала. Он тоже один на белом свете остался. И они быстро нашли общий язык, а потом и сошлись, как говорили в деревне.
Микола часто приходил к Никифору. Они вспоминали своих сослуживцев, говорили о будущем. Вместе с ним была и Вольга. Уж очень ей нравилось забавляться с маленьким Мишенькой. Он тоже был рад, когда приходили "тётя" и "тятя".
Микола не давал в обиду Лизавету. Поэтому в глаза её полицаихой называть боялись. Говорили обидное прозвище только "за глаза".