Притча о богаче и нищем Лазаре, является одной из самых известных среди притч, рассказанных Господом Иисусом Христом. Она по праву входит в топ- 3 притч по количеству обращений и цитирования, наряду с такими, как притча о блудном сыне и потерянной овце. Особенно она популярна у специалистов по околосмертным сущностям и экспертов в адских терзаниях, хотя притча не об аде, и тем более не о страданиях в огне.
Рассказ о богаче и Лазаре построен на крайностях или контрастах, где изображаются два человека глубоко отличающиеся по своему социальному положению. Думаю, это сделано намерено.
Первый, богач. Он одевается в изысканные одежды, (порфира и багряница) и каждый день пирует. Такой образ жизни в те времена был доступен сверхбогатым людям, или императорам римской империи. В тот момент, когда большинство населения питалось на один динарий в день и зачастую не имело двух перемен одежд, богач из притчи одевается в тончайший лен и отделанные пурпуром накидки. Крайняя степень его образа жизни усиливается словами, "пиршествовал блистательно".
В другом углу картины появляется еще один персонаж рассказа, некто Лазарь, само имя которого означает, "кому помогает Бог". Интересно, в связи с этим отметить, имя богача не произносится, а вот о нищем мы получаем больше информации. Лазарь, покрытый язвами, питающийся отбросами со стола богатея, свое утешение обретал в момент, когда собаки (животные в иудейской культуре отвратительные и нечистые) лизали его кожу и видимо приносили ему некое облегчение. Этот человек влачил жалкое существование и в игре контрастов пребывал в сравнении с богачом в самом низу социальной лестницы.
Между главными героями притчи лежала пропасть. Кстати сказать, слово пропасть единственный раз упоминается в притче, но уже практически в самом конце, хотя о ней намекается с самого начала.
Ситуация меняется в точности, наоборот, когда они оба умирают. Богач оказывается в аду (шеоле), а Лазарь отнесен на лоно Авраама, что в те времена ассоциировалось с райским блаженством и долгожданным отдохновением.
Контраст велик, только теперь Лазарь попадает в лучшие условия, а богач вместо блистательных пиров умоляет дать немного воды, чтобы прохладить язык и снизить свои страдания.
Обращает на себя внимание один аспект - действиям и образу жизни богача и Лазаря, не дается никакой оценки. Богач не является по умолчанию грешником, достойным ада, равно, как и нищий не попадет в рай только потому, что он нищий. Это важный аспект. Сам Христос не дает никакой оценки, постепенно подводя Свой рассказ к развязке сюжета и цели притчи.
В конце притчи слушатель (читатель) подводится к тем выводам, ради которых, собственно все и затевалось.
"...если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят." (Лук.16:31)
В этих словах - цель притчи, ради этой фразы Христос с потрясающей тонкостью изобразил судьбы героев притчи, направляя взоры, не на богатство и удовольствие лишь, а на конечную судьбу.
Если желаете поддержать канал буду искренне благодарен. Сбер: 4276 2200 1586 0243