Найти в Дзене
ZDG

Музыка для компьютерной игры #5. Мелодия

Предыдущая часть: Мы добрались до финала, и в нём оказалась мелодия, потому что начинали с другого. Однако это не случайность. Мелодия – Святой Грааль для тех, кто пишет музыку. Имея мелодию, вы будете иметь всё остальное. Имея мелодию, можно даже больше ничего не иметь. Но есть лишь два способа прийти к ней. Как вы понимаете, у нас тут второй способ. Всё, что было сделано до этого, было попыткой сузить пространство возможных решений, заключить его в рамки ритма, гармонии и баса, чтобы где-то в этих рамках словить мелодию. Формальные характеристики мелодии Мелодия должна доносить до нас определённую идею, ситуацию, послание, настроение или действие. Если бы это был текст, мы могли бы худо-бедно его написать, но как это сделать с помощью музыки? У нас есть 6 параметров, которыми мы можем манипулировать: Про тембр инструмента стоит сказать отдельно. Мелодия, исполненная на трубе, будет восприниматься иначе, чем такая же мелодия, исполненная на скрипке или пианино. Иногда одно лишь звучан
Оглавление

Предыдущая часть:

Мы добрались до финала, и в нём оказалась мелодия, потому что начинали с другого. Однако это не случайность. Мелодия – Святой Грааль для тех, кто пишет музыку. Имея мелодию, вы будете иметь всё остальное. Имея мелодию, можно даже больше ничего не иметь.

Но есть лишь два способа прийти к ней.

  • Первый – она придёт к вам сама. Считайте, что вам в этом случае повезло.
  • Второй – вы будете долго её ловить.

Как вы понимаете, у нас тут второй способ. Всё, что было сделано до этого, было попыткой сузить пространство возможных решений, заключить его в рамки ритма, гармонии и баса, чтобы где-то в этих рамках словить мелодию.

Формальные характеристики мелодии

Мелодия должна доносить до нас определённую идею, ситуацию, послание, настроение или действие.

Если бы это был текст, мы могли бы худо-бедно его написать, но как это сделать с помощью музыки?

У нас есть 6 параметров, которыми мы можем манипулировать:

  • темп
  • высота нот / тональность
  • длительность нот
  • паузы
  • тембр инструмента
  • громкость
Про тембр инструмента стоит сказать отдельно. Мелодия, исполненная на трубе, будет восприниматься иначе, чем такая же мелодия, исполненная на скрипке или пианино. Иногда одно лишь звучание инструмента способно сказать вам, что мелодия должна быть именно такой, поэтому первый совет – пробуйте и слушайте, как звучат разные инструменты.

Итак, с помощью всего вышеперечисленного мы должны составить некое сообщение, подобное текстовому.

Слова песни

И самый очевидный выход – попробовать написать слова. Многие музыканты начинают с этого, и не парясь придумывают абсолютную чушь вроде "пицца, я так тебя люблю". Главное не останавливаться. Здесь нужно породить некую фразовую структуру.

Подумайте о том, как происходит разговор или повествование. Вы начинаете предложение с определённой интонацией, продолжаете его, затем заканчиваете с другой интонацией – либо ставите утверждающую точку, либо вопросительный знак, либо восклицательный знак, либо многоточие.

Стихи песни в текстовом виде имеют свой ритм, но под музыку звучат по-другому за счёт того, что слова расставляются в определённых местах тактов:

Попробуйте делать так, просто передвигая слоги в другие позиции. Паузы разной длительности, возникающие между словами, меняют восприятие мелодии.

Хук

Не все мелодии рассчитаны на то, чтобы петь песни, а также у нас не всегда хватает вдохновения их писать. В таком случае мы опускаемся на уровень ниже и используем хук.

Хук переводится как "крючок" – именно на него ловится внимание слушателя. Это примерно 3-4 (бывает даже 2) ноты, которые постоянно повторяются и задают мотив всей песни.

Это именно та часть песни, которую вы будете непроизвольно насвистывать по памяти.

Как правило, чем хуже (попсовее) песня, тем короче у неё хук и тем чаще он повторяется :)

Самый простой пример хука – перебор трёх нот из аккорда. Самый известный пример – конечно же, Лунная Соната Бетховена :)

Вы также можете не стесняться и в случае полной безнадёги начать именно с перебора нот аккорда (не обязательно аккорда, но с другой стороны любые три ноты всё равно дают какой-то аккорд). Впоследствии это можно будет исправить, и сейчас мы рассмотрим, как.

Вариации

Когда вы приготовили повторяющийся хук, займитесь его вариациями. Транспонируйте его выше-ниже, заменяйте в нём ноты или их порядок, вставляйте паузы или удлиняйте какие-то ноты.

Это всё выглядит бессмысленной вознёй, но учтите, что вы всё это делаете вживую и слушаете, и в какой-то момент вы находите комбинацию, которая звучит, которая даёт вам новые идеи.

В конце концов цель это выйти на такое состояние, когда вы слушаете текущую мелодию и уже точно знаете, что в этом месте должна звучать определённая нота, она будет напрашиваться сама. Это значит, что процесс пошёл.

Фрактализация

Сделайте мелодию так же, как делали гармоническое поле – четыре длинные ноты разной высоты внутри выбранной тональности, каждая длиной в такт.

Затем берите одну из этих нот и разбивайте её на более мелкие ноты разной высоты. Делайте локальную мелодию или хук внутри одной ноты. Как будто вы включили увеличение детализации.

Затем более мелкие ноты можно дробить ещё дальше.

Психоакустика

Этим можно заниматься, когда у вас уже есть хотя бы какая основа, направление поиска.

Вы к этому моменту должны уже полностью погрузиться, прослушать вашу работу много раз подряд. Это подобно обучению нейросети.

  • Не будьте инертны по отношению к вашей задаче, она должна занимать ваш ум постоянно. Вы можете услышать внезапную идею в любых окружающих звуках, будь то писк домофона или новостной репортаж по телевизору.
  • Также можно слушать вашу композицию на минимальной громкости в зашумлённой среде. В результате вам послышится что-то новое.
  • Если начать воспроизведение не с начала, а с произвольной точки, то в этом случае возникает эффект неожиданности и вы будто бы слушаете что-то совсем новое.

Корзина

Если, несмотря на все усилия, процесс никак не идёт, и вы решили сдаться, не удаляйте то, что было сделано.

Время от времени возвращайтесь к сохранённым неудачным композициям и проверяйте, не получится ли что-то на этот раз. У меня было несколько успешных случаев.

Финал

Ну и вот что получилось у меня. Это не трек, а всего один отрывок. Он послужит мне средой, как бы банком ДНК для получения из него полноценного трека (если получится, конечно).

Он получился совсем не таким, как я представлял. По факту мне придётся всё переделать, если не начать заново.

Но я прошёл одну ступеньку от ничего к чему-то.