Найти в Дзене
ZDG

Музыка для компьютерной игры #4. Бас

Оглавление

Предыдущая часть:

Бас играет важную роль. Находясь на стыке ритма и гармонии, он обеспечивает поддержку как ударным, так и мелодической части.

Когда в треке используется много инструментов, функция баса ослабевает, но если у вас минималистичный трек, то тандем всего двух каналов, соло и баса, даёт мощный эффект (и прекрасно подходит для олдовых игровых тем).

Основные задачи баса

  • Подчёркивать ритм
  • Подчёркивать тональность

Есть ещё одна: иметь собственную мелодическую партию. Но тогда это означает, что партия баса становится ведущей в треке и остальные инструменты не должны с ней мешаться.

Начать работать с басом крайне просто (но только начать :)

Расположите корневые ноты (у меня это "ре") в сильных долях такта, подряд.

Поздравляю, вы получили басовую партию, и она уже выполняет две задачи: акцентирует сильные доли такта и дополняет гармоническое поле, усиливая ощущение тональности.

Всё, в принципе этого бывает и достаточно.

Если вы послушаете трек, то заметите, что он стал играть гораздо солиднее. Партия баса обеспечивает поддержку, но вряд ли её можно назвать интересной.

Чтобы изменить ритмический и мелодический рисунок баса, размножьте его ноты так, чтобы они шли в каждой доле такта друг за другом. Затем удалите некоторую их часть. Это можно делать по некой системе или абсолютно наугад.

После чего послушайте, что получилось, и передвиньте ноты ещё раз, чтобы исправить то, что вам не нравится.

Когда вы получили определённый ритм из басовых нот, начинайте второй этап – перемещайте некоторые из них по высоте вверх или вниз.

Чтобы не превратить партию баса в мешанину, первоначально не делайте никакого сильно ломаного ритма и не перемещайте все ноты. Следуйте правилу 80/20: 80% нот баса должны поддерживать тональность, а 20% могут выделяться собственной партией.

Поддержка тональности

Как говорилось выше, если тональность "ре", то бас может везде использовать одну лишь ноту "ре". Это корневая нота и поэтому она будет поддерживать любые другие из этой же тональности. Если вы будете использовать корневую ноту и более ничего, она будет называться "педальный тон".

Но кроме корневой ноты, вы можете использовать и другие. Например, если в такте звучит аккорд "ля", то бас тоже может использовать ноту "ля" как корневую не для общей тональности, а именно для этого аккорда.

-2

Следите за тем, чтобы не создавалось диссонансов между нотами баса, гармонического поля и мелодии. Не все ноты в октаве совместимы друг с другом. В частности, это "ми-фа" и "си-до", между которыми интервал в полутон. Когда мы говорим о совместимости, не устану повторять, что речь не о жёстких правилах. Просто эти сочетания требуют более профессионального подхода.

Поэтому для облегчения задачи не используйте эти ноты одновременно (можно последовательно). Если же конфликт произошёл, то сначала послушайте, что получилось – может быть, вам понравится и так.

Всегда принимайте тот вариант, который нравится вам. Это ваша музыка, а не чья-то.

Если же он не нравится даже вам, то придётся пожертвовать одной из партий и поменять её или в этом месте, или полностью. Но такие изменения бывают и к лучшему, так как выводят вас на новые пути.

Длинные и короткие ноты

Одним из выразительных средств баса является использование длинных и коротких нот. Вы можете получить очень характерный трек, допустим, используя только короткие отрывистые ноты.

Но в принципе, чтобы партия баса была достаточно интересной, полезно будет использовать и длинные, и короткие ноты в разных сочетаниях внутри одного такта или в разных тактах.

Я намеренно не использовал длинные ноты, и вот что получилось у меня:

Заодно можно заметить, что я кое-что изменил в других каналах – процесс идёт.

Читайте дальше: