Эта история произошла давно. Супруги Лютиковы, Маша и Михаил, были молоды, энергичны и счастливы. Дома им не сиделось. До отпуска было еще долго, поэтому по выходным они колесили на своей старенькой «шестерке» по родному краю. Местные леса, озера и прочие природные достопримечательности к этому очень даже располагали.
В тот день их, как назло, угораздило застрять в многокилометровой, безнадежной пробке далеко от родного города. Машины на дороге встали, что называется, намертво, а между тем прохладная до сего дня погода неожиданно сменилась страшной жарой, и зной все усиливался. Асфальт медленно плавился, водители и пассажиры зверели. Напряжение росло. Даже те, кто привык обгонять всех по обочинам, не наглели, как обычно, опасаясь справедливого гнева попутчиков. Больше всего Лютиковым хотелось на реку, к ее влажной и свежей прохладе. Река, если по прямой, была совсем недалеко, километрах в пятнадцати. Но как раз прямой-то дороги к ней и не было. Судя по карте, между ней и трассой тянулись сплошные леса и болота.
Машины стояли, лишь изредка начиная ползти со скоростью умирающей черепахи, но через пару минут снова замирали… Над дорогой поднималось мутное марево, воздух дрожал и переливался. Высоко в небе почти неподвижно висели одуревшие от жары ястребы. Дорожное покрытие продолжало плавиться, и вместе с ним, казалось, начинали плавиться мозги...
– Маша, – сказал Лютиков, – а ведь мы стоим как раз напротив вашей Осиновки...
(Осиновка - село, в котором жена Лютикова провела детство).
– Ну да, – пробормотала Маша, – и что?
– Помнишь, ты говорила как-то, что дед тебе рассказывал, будто раньше на этой стороне тоже где-то была деревня?
Истомившаяся от жары, Маша вытерла пот со лба и медленно повернулась к мужу.
– Да, помню! – сказала она. – Почему-то она меня страшно интересовала, даже снилась пару раз. Я и название ее помню, странное такое: Моргалы’. Но ее уж нет, наверное. На карте она не обозначена...
Карта лежала перед ней. У них была классная карта – подарок друзей-геологов.
– А вдруг она никуда не делась? Если так, то наверняка от нее хоть грунтовка какая-нибудь, да тянется до трассы.
–И что?
– А то что, по логике вещей, от деревни к реке непременно должна быть дорога! Доберемся до этих Моргалов, а там, глядишь, и до реки недалеко! Зачем нам ехать куда-то за тридевять земель, когда и тут можно будет отдохнуть?
Маша живо представила себе синюю прохладу воды. Ей даже показалось, будто свежий и влажный ветер тронул ее разгоряченное лицо…
– Миша, ты – гений! – воскликнула она. – Только как найти эту деревню? Ведь на карте нет никаких отметок, которые могли бы помочь…
– Нет – и не надо! Поедем потихоньку вдоль обочины, глядишь, и наткнемся на какую-нибудь грунтовку. Других-то населенных пунктов в радиусе минимум десяти километров нет вовсе!
Они свернули налево и, проехав метров пятьсот, действительно увидели съезд на окруженную лесом небольшую площадку, на которой виднелись полуобгоревшие останки какого-то утлого строения, по-видимому, маленького придорожного кафе. Последнее время они появлялись то здесь, то там вдоль дорог, но этому, очевидно, не повезло в борьбе за выживание.
Здесь было безлюдно. Маша и Михаил вылезли из машины и огляделись. Среди тощих берез и молодых осин в траве выделялся довольно четкий след автомобильных колес, действительно уходящий в сторону реки. Посовещавшись немного, они сели в машину и поехали по нему в путаницу деревьев с висевшим над ним знойным маревом…
Дальше был лес - высокий, мрачный, мертво замерший под палящим солнцем. В нем было очень тихо. Не слышалось ни пения птиц, ни дуновения ветра, ни поскрипывания деревьев. В какой-то момент, проехав уже километров восемь, Михаил заметил, что за ними в отдалении движется темно-красная «десятка». Очевидно, кто-то принял их за знатоков местности и «упал на хвост» в надежде объехать дорожную пробку. Ему это не понравилось. Он прибавил ходу. «Десятка» постепенно отстала, однако шум ее двигателя время от времени доносился до них.
Потом дорогу начало застилать странное марево. Запахло сыростью и болотом, под колесами захлюпала вода. Михаил проехал сырое место, притормозил и вышел осмотреться, мельком взглянув на жену. К его удивлению, она спала, донельзя утомленная жарой.
Место, где они очутились, было странным. Марево густело, словно где-то поднимались мощные болотные испарения. Вскоре Лютиков мог более-менее ясно видеть только машину и стволы ближних деревьев, – все остальное расплывалось. А вот под ногами ощущалась твердая почва. К своему удивлению, Михаил не нашел даже следов воды, по которой ехал только что. Он обошел машину, пожал плечами, снова уселся в автомобиль и медленно, осторожно поехал дальше в колышущуюся белесую хмарь…
Когда лес неожиданно кончился, и машина выехала на опушку, у него было чувство, что он ехал совсем недолго. С опушки местность просматривалось. Ярко светило солнце, и, как на ладони, перед ним лежало какое-то небольшое селение. Там было несколько изб, длинное, низкое строение непонятного назначения, возделанные посадки… Неподалеку работали несколько мужчин. Они были заросшие и нечесаные, одетые в неказистую и старую рабочую одежду. На ногах у одного из них было что-то вроде башмаков, остальные были босыми.
– Маша, – окликнул Лютиков жену, – просыпайся! Приехали!
– А? Что? – не сразу поняла его Маша, но быстро пришла в себя, открыла дверцу и вышла. Михаил вышел следом, и они направились к работающим. По мере того, как они приближались, люди казались им все более странными. Внезапно Маша остановилась и удержала мужа за руку:
– Миша, стой! Что-то мне страшно! Может, не стоит к ним подходить?
– Да чего ты испугалась?
– Уж как-то недобро они смотрят! Давай лучше уедем поскорее отсюда!
– Ты смеешься? Ехали-ехали – и так просто уедем? Не настоялась еще в пробке? Спросим у них, как к реке проехать, и все. Впрочем, сиди, я сам схожу…
– Нет, я с тобой!
Они подошли к работающим. Навстречу с земли поднялись две крупные, похожие на волков собаки и, равнодушно помахав хвостами, снова улеглись в пыли. Люди настороженно и угрюмо смотрели на нежданных гостей…
– Не подскажете, как к реке проехать? – спросила Маша, поздоровавшись.
Мужчины разглядывали Лютиковых во все глаза и молчали… Потом один из них махнул рукой в направлении длинного строения:
– Там! За ним!
Это были единственные слова, которое услышали от них Маша и Михаил. Мужики отвернулись и снова принялись за свою работу…
– Странная какая-то деревня! Едем отсюда поскорее! – торопила Маша мужа, когда они шли обратно к машине. Они быстро сели в автомобиль и, объехав длинное строение, отыскали еле видную, заросшую травой дорогу. По ней можно было ехать вполне спокойно, только временами приходилось объезжать упавшие деревья. Примерно через полчаса они были у реки. Она была голубая и прохладная. Над ней летали чайки, вниз по течению плыли плоты. Было тихо, очень спокойно и невероятно красиво, однако ощущение какой-то странности, нереальности происходящего не оставляло Машу. Михаил только смеялся над ней и говорил, что она просто перегрелась. Они искупались, наспех перекусили, легли на горячий песок и незаметно уснули. Проснулись они часа через полтора. Их пробуждение было страшным…
***
Уважаемые читатели! Рассказ "Загадка века" полностью публиковался на нашем канале два года назад. Если он заинтересовал вас, продолжение можно найти, пролистав публикации. Этот рассказ вы найдете также в электронной книге Н. Аннеевой "Истории реальные и не очень", в которую вошли и другие интересные истории. Благодаря рекламной акции до 24.01.23 книгу можно купить в интернет-магазине Ridero с 30% скидкой.