Материал впервые опубликован на площадке PABLIKO на моем канале по ссылке https://pabliko.ru/@nefedov/v_poiskah_russkogo_eldorado_chast_1-109476/
Статьи из этой исторической серии будут иногда выходить на моем канале наряду с моими историями из жизни.
Сибирь. Еще четыреста лет назад это белое пятно на карте. Неизведанная земля, по слухам, полная золота, мехов, шаманских тайн и восточных сокровищ.
Россия Ивана Грозного с интересом и опаской поглядывает в сторону огромной тайги, степей и богатств.
Но пускаться за уральские горы в глубь морозной Сибири, откуда совершаются набеги татар и монголов страшно и опасно. Тот, кто отправляется в эти края, не возвращается назад.
Властвует там сибирский хан Кучум - наследник Золотой Орды, средневекового государства Евразии.
Купцы Строгановы с позволения царя финансируют формирование дружины из 1 650 казаков. Цель дружины - прекратить набеги Кучума.
Согласие дали опытные воеводы: Василий Янов, Иван Кольцо, Савва Бондарь и сам атамана казачий Ермак Тимофеевич, вернувшийся с Ливонской войны.
Имени Ермак в русском церковном обряде нет, потому что изначально казачьи дружины составляли обрусевшие татары, черкесы, башкиры и другие народности.
Со временем часть из них примет православие. Но уже в 16 веке независимо от вероисповедания, казаки – это мощные военные формирования действующие по собственному своду правил.
Именно казаки станут теми, кто не побоится голода, мороза, народов, недовольных вторжением казаков.
За полтора-два столетия казачий орден сумеет увеличить территорию России почти в трое.
Казаки присоединят к российскому государству всю Сибирь. От уральских гор до побережья Тихого океана.
Первым шагом, который поначалу показался бы безумием каждому жителю средней полосы, станет сражение сибирского воинство с дружиной Ермака.
Ермак Тимофеевич Оленин или кратко Ермак. После первого же сражения одно только его имя нагоняет страх на воинов сибирского ханства.
На атамане казачьей дружины середины 16 века - рубаха и кафтан с магазейского рынка, сапоги, верхний кафтан с оторочкой, отличительный знак воеводы - шапка, тоже с меховой оторочкой.
Ермак еще при жизни становится народным героем. Исторические сведения разняться. То воевода с соратниками замечен в разбойном грабеже, то о самом Ермаке ходят слухи, что он разграбил купцов Строгановых, от которых и направил дружину против сибирского хана.
Все, так или иначе, сходятся в одном: воевать он умеет, как и начальствовать.
До 1585 года именно сибирский хан Кучум считает себя властителем земель на просторах земель и широких сибирских рек.
Но, как показывает практика сражений, на водной глади и на речных водоворотах более уверенно себя чувствуют казачьи дружины, а не войска кочевников.
Казачьи отряды представляли из себя своеобразную смесь морской пехоты и инженерных войск.
Небольшие отряды, на разного вида судах, прежде всего на кочах (использовались поморами русского Севера), перемещались по сибирским рекам. Это позволяло очень быстро передвигаться. Кочи были идеально приспособлены для путешествий по северным рекам и северным морям, что немаловажно.
Маметкул.
Главнокомандующий татарской армии численностью 10 тысяч, которая великолепно экипирована.
На воине сибирского ханства неизменный восточный халат, поясной кушак, шапка, сапоги, колчан со стрелами, лук, сабля. Дорогая кольчуга вызывают фантазии о том, как богата сибирская тайга за Уральским Хребтом.
С берегов реки татарская конница осыпает наши суда дождем стрел. Мы отвечали огнем из пищалей. На большую численность отрядов хана, воевода наш Ермак Тимофеевич ответил умелым сочетанием огневого и рукопашного боя. Окончательное поражение противнику мы нанесли на реке Иртыш и вступили в покинутой татарами город Кашлык.
В Центральной и Северной Америке первопроходцы искали и бились за золото.
У нас таким золотом были меха, пушнина, которые обеспечили формирование капитала, давали легкую прибыль.
Но в тоже время понятно, что люди которые уходили в Сибирь, шли не только в поисках богатства. Они уходили в поисках новой родины, нового места жительства.
Ведь многие осели в Сибири и прожили столетия. Поэтому, скажем так, Сибирь была местом, куда шли сильные духом люди.
Представьте себе. Уйти из дома за тысячи километров, а возможно там и погибнуть или сгинуть. Наверно Сибирь была привлекательна для той категории людей, которая стремилась чего-то достигнуть, что-то освоить.
После первого победного сражения с Ермаком, хан Кучум с остатками войска еще 15 лет действует на нервы русским князьям, купцам и казакам. Отказывается платить ясак русскому царю.
Сам Ермак тонет в реке при очередном нападении противника. На его теле тяжелая кольчуга из царского арсенал, якобы благодарность самого монарха. 20 тысяч колец весом 16 кг утягивают раненого Ермака на дно реки. Гибнут и все славные воеводы – соратники Ермака.
Казалось бы, никаких надежд на окончательный крах сибирской империи.
В конце 1584 года, когда Россия теряет Ермака, ничто не предвещает того, что в ближайшее время казачьи отряды потекут далеко за Урал, туда, где нет никого из своих. Только враг.
Никто не ждет в таежной глуши гостей из амбициозного соседнего государства. О прирастании России Сибирью задумаются позже, чем это произойдет.
Но отчаянное начало положено. Вызов брошен.
В следующей главе, которая уже готова и выйдет через день-два я расскажу, как строились отношения между казаками и сибирским населением и о большом авантюристе Иване Похабове, дурную славу которого можно сравнить со славой Кортеса - завоевателя Мексики - страны ацтеков. Не путайте его с однофамильцем Яковом Похабовым - основателем Иркутска.
Приветствую всех, кто подпишется и поставит лайк. Впрочем, приветствую и тех, кто просто прочитает статью.
Продолжение следует