В украинской энергосистеме хватает объектов, которым в ходе атак уделяется особое внимание (ПС 330 кВ Залютино, Бурштынская ТЭС, киевская ТЭЦ-5). Входит в этот список и Ладыжинская ТЭС. Давайте разбираться почему…
Электростанция строилась в период 1968-1972 годов. Сама по себе вроде бы ничего выдающегося не представляет – шесть угольных энергоблоков наиболее привычной для Украины мощности 300 МВт. Пять из них выдают мощность на 330 кВ, один – на 110 кВ. Открытое распредустройство (ОРУ) 330 и 110 кВ вынесено в сторону от главного корпуса, практически по оси с ним, поэтому обошлось без труб-опор. Охлаждение - так же привычное водохранилище, на Южном Буге.
Соединена одноцепными ВЛ 330 кВ с ПС 750 кВ Винница-750, Днестровской ГАЭС (Днестровский каскад), ПС 330 кВ Винница, Побужье (транзит на Южноукраинскую АЭС), Подольская (транзит на Молдавскую ГРЭС). Все линии – периода постройки электростанции. С ОРУ 110 кВ уходят семь цепей.
Казалось бы, где Европа, а где славный городок Ладыжин? Та же Бурштынская ТЭС кажется куда более близкой к Европе. С одной стороны да, а с другой – она связана с европейской энергосистемой через ПС 400 кВ Мукачево, которую от ударов хранит уважение к венгерскому премьеру Орбану и близость к венгерской же границе. Но обе эти причины – дело такое, сегодня принимают в расчёт, завтра нет. Яворовский полигон близость к границе не спасла. А вот Ладыжинская ТЭС, которая формально от нормальной забугорной Европы аж в трёх подстанциях/ОРУ (украинская ПС 330 кВ Подольская, ОРУ 400/330 кВ приднестровской Молдавской ГРЭС, молдавская ПС 400 кВ Вулканешты), по факту выходит туда, можно сказать напрямую.
Всё дело в приднестровском транзите Молдавская ГРЭС – Подольская – Рыбница. Пока электроснабжение северного Приднестровья (та самая ПС 330 кВ Рыбница) будет зависеть от Молдавской ГРЭС, украинская ПС 330 кВ Подольская, скорее всего, защищена от ударов ракет и мопедов. Соответственно, Ладыжинская ТЭС, соединённая с ПС Подольская напрямую, может рассчитывать на получение мощности с молдавского транзита.
А зачем электростанции внешняя электроэнергия? Тут опять же дело такое – сегодня бьют только по генераторным трансформаторам (иногда), а завтра могут разрешить бить и по основным корпусам, что в теории должно быть куда эффективнее. И тогда электростанция останется без собственной генерации. А вот географическое положение никуда не денется, ведь с Ладыжинской ТЭС открываются транзиты во все стороны: на восток, через ПС 330 кВ Побужье, к Южноукраинской АЭС, на север, через ПС 330 кВ Винница и ПС 750 кВ Винница-750 и на запад, через Днестровскую ГАЭС и ту же ПС Винница. Казалось бы, зачем, ведь со всех сторон транзиты подпёрты электростанциями: на востоке – ЮУАЭС, на севере – Трипольская ТЭС, на западе – Днестровский каскад, а вдалеке за ним – Бурштынская ТЭС и Хмельницкая АЭС? Но это дело такое, опять же, неустойчивое. Южноукраинскую за время ударов один раз садили на ноль (а разгоняется с этого нуля АЭС не быстро) и как минимум один раз заставляли снижать мощность. Трипольская достаточно серьёзно потрёпана, как и весь киевский энергоузел, поэтому не будет лишним, если уж не получать электроэнергию с юга (транзит Винница – Казатин – Белая Церковь – Трипольская ТЭС всё-таки достаточно длинный), то хотя бы не отдавать её туда. Да и с западом всё не так хорошо: во-первых, Бурштынская ТЭС и Хмельницкая АЭС уже разок отключались одновременно, а во-вторых, есть Днестровская ГАЭС, которую вполне можно подкачивать избыточной электроэнергией (ночью, например). Ну и не забываем, что Ладыжинская ТЭС фактически один из трёх транзитов 330 кВ, соединяющих восток и запад Украины. Соответственно, удары по ней напрашиваются. Но тут есть интересная особенность.
Дело в том, что у Ладыжинской ТЭС весьма странная компоновка. Вынесенное распредустройство (схема ОРУ 330 кВ – полуторная, 110 кВ – двойная система шин с обходной) для Украины явление обычное – например, у той же Бурштынской ТЭС оно достаточно далеко удалено от главного корпуса электростанции. Но, как правило, автотрансформаторы связи между распредустройствами различных напряжений находятся там же, на ОРУ. А у Ладыжинской ТЭС они стоят практически у главного корпуса, что сильно повышает живучесть распредустройства – большие и горючие мишени отсутствуют.
Наверное, поэтому с выбором объекта атаки изначально были затруднения. 11 сентября на ТЭС состоялся первый прилёт – двумя мопедами было повреждено здание между ОРУ 330 и 110 кВ (точно компрессорная плюс, предположительно, складское помещение, хотя можно было предположить что-то более серьёзное) и ОРУ 330 кВ. Результаты прилёта можно было оценить на видео, выложенном в интернет, и по перетокам электроэнергии. После этого СБУ подзакрутила гайки и результаты последующих ударов (а их, скорей всего, был не один и не два) можно оценивать только по космоснимкам и не прямой информации из СМИ. Более того, украинцы продавили молдаван и оперативную информацию по перетокам между Украиной и Молдавией (которую ГП „Moldelectrica” – оператор молдавской энергосистемы выдавал в интернет в текущем времени) тоже прикрыли. Правда, только от интернетпользователей: не забываем, что Молдавская ГРЭС это предприятие российского ПАО «Интер РАО ЕЭС» со всеми вытекающими.
После этого последовали новые прилёты, 17 ноября в отчёте Рыбаря указывалось ещё на минимум два возможных попадания. 28 ноября попадание в ТЭС отразили украинские СМИ – в Ладыжине пропало теплоснабжение, что прямо указывает на повреждение, как минимум, теплотрассы, а скорей всего, повторное попадание в район крытой галереи транспортёра угля (верхний левый язычок пламени, городская теплотрасса начинается где-то там же). Похоже, что это была попытка нанести электростанции серьёзные повреждения, но без вреда для основного оборудования. Повреждения оказались не очень серьёзные – те же СМИ уже 1 декабря отчитались о восстановлении теплоснабжения, что вполне вероятно. Тем не менее, судя по тому, что молдавский транзит весь декабрь серьёзно колбасит – помимо серий ударов 5, 16, 29 декабря резкие броски на нём происходили 2-3, 13-14, 20 декабря – данный район на особом контроле у российского командования. Стоит отметить, что к транзиту примыкает и район Одессы, который тоже является желанной целью, причём не только с точки зрения электроэнергетики.
Приоритетной целью на Ладыжинской ТЭС, очевидно, является ОРУ 330 кВ, отвечающее и за транзит, и за выдачу мощности большей части генерации (не менее 2/3). Оно представляет из себя достаточно хорошую мишень: практически квадратное (по порталам – 200х170 м) и весьма плотно набито оборудованием (для сравнения, на примерно таком же по площади ОРУ ПС 330 кВ Северная расположено девять выключателей, на Ладыжинской же – 18).
Вполне возможно, что броски мощности как раз и отображают последствия ударов по ОРУ, что было бы логичным в виду отсутствия информации о проблемах с теплоснабжением, которые бы были при ударах по главному корпусу. С другой стороны, СБУ вполне могло завернуть гайки ещё сильнее. Но думаю, что наше министерство обороны всё-таки учится на собственных ошибках…