Прохиндиада. СССР, 1984. Режиссер Виктор Трегубович. Сценарист Анатолий Гребнев. Актеры: Александр Калягин, Людмила Гурченко, Татьяна Догилева, Ирина Дымченко, Виктор Зозулин, Игорь Горбачёв, Николай Исполатов, Игорь Нефёдов, Владимир Сошальский, Валентин Смирнитский и др. 13,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
У «пробивного» героя «Прохиндиады» — сотрудника некого НИИ (Александр Калягин) все, что называется, «схвачено». Поистине этот человек, чувствует себя в мире вывернутой наизнанку экономики и дефицита как рыба в воде.
Авторы разворачивают перед нами непременные атрибуты «красивой жизни» — роскошные квартиры и дачи, сауны, свадьба на триста персон и т.д.
Вокруг главного героя — либо недалекие тихони, вроде незаметной жены (неожиданная роль для Людмилы Гурченко). Либо — жулики и прохиндеи.
Однако критику «Прохиндиады» не назовешь глубокой. Ее сатира — поверхностно-иллюстративна. Так что весь фильм держится по сути на одной только блестящей игре Александра Калягина...
Александр Федоров, киновед
Процесс о трех миллионах. СССР, 1926. Режиссер и сценарист Яков Протазанов (по мотивам повести и пьесы Умберто Нотари «Три вора»). Актеры: Игорь Ильинский, Анатолий Кторов, Михаил Климов, Ольга Жизнева, Николай Прозоровский, Владимир Фогель и др.
...Три вора занимаются привычным для себя делом. Тапиока (Игорь Ильинский) — босоногий бродяга в рваной тельняшке и кепке со сломанным козырьком — крадет «мелочевку». Элегантный красавец (фрак, белая роза в петлице) Каскарилья (Анатолий Кторов), неотразимый соблазнитель легковерных женщин — грабит «важную птицу»: желательно с миллионным состоянием. Банкир Орнано (Михаил Климов) наживает деньги с помощью банковских махинаций...
В финале с балкона зала суда, где судят невинного (если, конечно, иметь ввиду похищение миллионов) Тапиоку, истинный вор — Каскарилья — бросает содержимое чемодана, наполненного крупными (но, увы, фальшивыми) купюрами. Толпа, включая конвойных арестанта, набрасывается на них. В суматохе и толчее все забывают о бедняге Тапиоке. Расчет Каскарильи точен: воспользовавшись свалкой, он беспрепятственно выводит подсудимого на волю.
Словом, следуя сюжету романа итальянского писателя Умберто Нотари «Три вора», Яков Протазанов создает сатирическую комедию масок. Есть тут, правда, и элементы салонной мелодрамы (линия жены банкира в «вамповском» исполнении Ольги Жизневой), но они оттеснены на второй план блестящим актерским дуэтом Кторова и Ильинского.
Не зря же Протазанова, в «монтажный век» упорно «цеплявшегося» за «устаревшую» школу лицедейства, называли актерским режиссером!
Через несколько лет он снимет с теми же актерами еще одну знаменитую комедию — «Праздник святого Йоргена», в которой его комедийные находки получат дальнейшее развитие.
Александр Федоров, киновед