Ереван словно специально построен так, чтобы из него было лучше всего любоваться Араратом. По прямой от центра города до вершины горы около 40 километров, и ещё по Средней Азии я помнил, что именно с такого расстояние высокие горы смотрятся лучше всего: достаточно близко, чтобы не уходить за горизонт, но достаточно далеко, чтобы стоять "в полный рост", не прячась за своими подножьями.
Две вершины хребта Айкаканпар - величественный Большой Арарат (5165м) и изящный Малый Арарат (3896м), - именно отсюда лучше всего смотрятся в паре, соотносясь каким-то подобием "золотого сечения". Ну а сам Ереван расположился на противоположной стороне долины, правильным амфитеатром на отрогах Гегамского хребта, и Норкское плато - лучшая в этом амфитеатре трибуна.
Под прямым углом направо куда как лучше Арарата, почти в любую погоду, просматривался удалённый на те же 40 километров Арагац - высшая точка Армении (4090), этакий наместник Масиса, оставшийся "за главного" с потерей Сурмалы. "Короной венчанная дева со старика не сводит глаз" - писал про две горы Валерий Брюсов, но что интересно, я ни разу не смог поймать ракурс, в котором Арарат и Арагац были бы видны вместе.
Помимо Арарата и Арагаца тут есть ещё и Аралер (2576м), на позапрошлом кадре закрытый ребром многоэтажки. С других точек, однако, его гигантская лепёха чуть левее Арагаца просматривается отлично, а небольшую высоту компенсирует близостью - по прямой до этого потухшего вулкана, скрывающего внутри ещё и огромный кратер, всего 15 километров.
Слово "Ара" же в названиях трёх гор совершенно различно: Арарат происходит от древнего Урарту, Арагац - от тюркского Алагез, а вот Аралер - это легендарный царь Ара Прекрасный из династии Айкидов, павший в бою с войсками отвергнутой им вавилонянки Шамирам (Семирамиды).