Найти тему
Семья из Сириуса

Старый Адлерский мост через Мзымту

Рыночное кольцо в Адлере.
Рыночное кольцо в Адлере.

Всем привет!

Сейчас, конечно, это кольцо не узнать. И пальмы стали намного больше, и пробка здесь сплошная... Да и пейзаж стал более урбанистическим!

Адлер возник в 1837 году как укрепление Святого Духа. Как гражданское поселение ведет историю с 1869 года. Уже в конце XIX – начале XX века в районе современного пешеходного моста была организована паромная переправа через Мзымту.

При строительстве Новороссийско-Сухумского шоссе в 1891-1892, дорога пролегла по горным склонам через сёла Первинку, современную Молдовку и Веселое. Первинка была в районе Аэропорта.

Мзымту транспорт пересекал по Молдовскому мосту, построенному не позднее 1902 года. Адлер же оставался в отдалении и не имел иного сообщения с левым берегом реки кроме парома и брода в летний сезон.

Паром в устье Мзымты, 1904 год.
Паром в устье Мзымты, 1904 год.

В 1927 году образован дачный посёлок Адлер, который семь лет спустя был преобразован в рабочий посёлок.

20 июня 1934 года Президиум ВЦИК постановил: «В связи с выделением гор. Сочи в самостоятельную административно-хозяйственную единицу центр Сочинского района перенести в селение Адлер с сохранением прежнего названия района».

Статус потребовал улучшения инфраструктуры и переноса ее поближе к берегу моря! Очень неудобно делать такую огромную петлю!

В 1934 году впервые был построен деревянный мост. Он располагался чуть ниже по течению Мзымты, там, уже 65 лет существовала паромная переправа. Пароманая переправа со временем соединилась в деревянный мост. Именно к нему выводила улица Ленина, которая в том месте, где был Синнабон (Ленина 21) скользила вниз, в долину реки. Сейчас здесь улица Ленина стала тупиковой – она сталкивается на повороте с ул. Демократической и теряется в виде пешеходного подхода к рынку. Дальнейший путь ее под аркой торгового центра сужается и упирается в набережную.

Здесь мы видим паромную переправу, постепенно превращающуюся в деревянный мост. С видом на горы. Чуть дальше будет построен новый мост!
Здесь мы видим паромную переправу, постепенно превращающуюся в деревянный мост. С видом на горы. Чуть дальше будет построен новый мост!

В 1949 году начались земельные работы по возведению нового моста – чуть выше по течению, чтобы не мешать сообщению через деревянный мост. Ответвление улицы Ленина было приподнято над общим уровнем окружающего ландшафта на 2,5 метра. Сейчас мы под этой искусственной насыпью пересекаем улицу по подземному переходу рядом с рынком. Мост строили с запасом высоты на случай возможного паводка. Подъезды делали пологими, чтобы было удобно любому транспорту. Для симметрии пришлось приподнимать и противоположный берег – улицу Каспийскую вплоть до Птицефабрики. Эта насыпь и сейчас прекрасно читается. Но мало кто задумывается, что она сделана специально!

В 1951 году Адлерский мост был построен! Берега Мзымты в Адлере соединил железобетонный мост с красивыми колоннами на берегах. Длина моста 170 метров.

Старый Адлерский мост все еще в строю!
Старый Адлерский мост все еще в строю!

Этот автодорожный мост успел пройти капитальные ремонты, побывал односторонним – два года до завершения строительства всех развязок в 2013 году автомобильный мост «работал» только в сторону Псоу.

На мосту есть памятная лепная надпись, что мост построен дорожными частями войск МВД СССР.

Мост не молодеет. Только вдумайтесь, ему в 2023 году исполняется 72 года. Развязка рядом тоже меняется на глазах. Появились светофоры на Старонасыпной. Светофором обзавелся пологий подъем со стороны Каспийской.

Но наш мост по-прежнему – центральная транспортная артерия в Адлере!