В Новоиерусалимский монастырь мы с Машенькой приехали к началу вечерней службы. На время я тогда не смотрела: в телефон заглянуть было недосуг. Слишком заворожила нас с дочерью окружающая действительность: перед глазами ожила трогательная рождественская сказка, вынырнувшая прямиком из чертогов Средневековья.
Величественный Воскресенский собор в центре обители, как необъятный остов высившийся посреди монастырских построек Нового Иерусалима, приковал внимание необычной архитектурой и стилистикой. Справа от него, в окружении милых елочек, находился искусно сделанный монахами вертеп - пещера, в которой родился Иисус Христос. Он-то и создавал сказочную атмосферу вокруг.
Немножко погуляв по территории, мы с Марией зашли в Воскресенский собор, или, как было бы правильнее его назвать, храм Гроба Господня. Не буду описывать впечатлений, которые он у меня вызвал, так как их невозможно передать словами.
Скажу только следующее. В соборе я ощутила себя крошечной девочкой, которая пришла в огромный сказочно красивый дворец, чтобы отыскать в нем нечто важное: то, что заставляет сердце биться чаще и сильнее.
И нашла.
Это была Кувуклия, раскинувшаяся под сводами изумительной ротонды. Святая часовня, в которой находились придел Ангела и придел Гроба Господня. Место, где был погребен и воскрес Господь.
Иерусалимскую Кувуклию вживую мне увидеть пока не довелось, но каждый год в Великую субботу, как и большинство православных верующих, я смотрю церемонию схождения Благодатного огня по интернету. Это святое действо завораживает. И никогда у меня не возникало сомнений, что Благодатный огонь может быть делом рук человеческих, а не Божьих. Или что все может быть подстроено самым тщательным образом. Нет. Благодатный огонь действительно сходит с неба. И только после молитвы православного патриарха. А потом он раздается тысячам верующих и развозится самолетами в разные уголки земли, чтобы на Пасху его смогли получить все верующие. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Так вот, Кувуклия в Новом Иерусалиме, да простит меня Господь, показалась мне во сто крат краше Кувуклии в Израиле. Хотя красота явление тленное, главное то, что она содержит внутри. А внутри - Гроб Господень. И в Иерусалиме, и в Новом Иерусалиме - по вере нашей всё одно.
Величественная ротонда над Кувуклией захватила мой дух. Искусная лепнина, превосходная архитектура, мозаики с Библейскими сюжетами, нежная гармоничная расцветка ярусов и сводов - всё здесь дышало совершенством. Однако фотография, которую я разместила выше, поведает вам о ротонде лучше всяких слов.
Так получилось, что, несмотря на вечернюю службу, народу в соборе было немного. А у Гроба Господня и вовсе никого не было. Паломники, приехавшие с нами на автобусе, разбрелись кто-куда: в храме Воскресения Господня на огромной территории с несколькими церковными лавками располагаются целых 29 (!) приделов, в число которых входят подземная церковь святых равноапостольных Константина и Елены с Живоносным источником со святой водой, Гефсиманская и Распятская часовни.
В нашей приходской церкви 3 придела, а в церквях поменьше и вовсе встречается только по одному. Можете себе представить размах святыни, братья и сестры?
И опять я ушла от главного.
Кувуклия. Первым при входе в нее нас с Машенькой встретил придел Ангела, там, где по Евангельскому преданию ангел Божий - вестник Воскресения Христова - на отваленном от Гроба Господня камне встречал мироносиц и апостолов. Чтобы было понятней, размещу ниже схему иерусалимской Кувуклии из открытых источников, так как она аналогична часовне в Новом Иерусалиме.
Ну а дальше нас ждал придел Гроба Господня. Чтобы попасть в него через узкий и низкий проем нам с дочкой пришлось встать на колени. Кстати, этот момент особенно символичен. В Гроб Господень можно зайти только ползком, то есть отвесив при этом напрашивающийся сам по себе земной поклон. Слава Богу за всё!
Уже в приделе Ангела я ощутила необыкновенное волнение. Сердце замерло в радостном предвкушении.
И вот он настал: долгожданный решающий момент. Вслед за Марией я с благоговением протиснулась в придел Гроба Господня сквозь нишу в стене. И тут мое сердце забилось в исступленном ритме. Святая Святых, вмещающая в себя всего несколько человек, незримо преобразилась. Исчезли ее малые размеры, а вместо них перед глазами возник огромный монументальный мир, в котором враз стерлись пространственные и временные рамки. Придел Гроба Господня превратился в огромное Царство Небесное, в котором не стало границ из камня и ограничивающих убеждений.
Помню, как я растерялась от этого странного, всепоглощающего чувства. Зримым образом не изменилось ничего, но вот незримо, на уровне ощущений, возник совершенно иной, неподвластный разуму, мир. Мир, в котором возможно всё, и где ожили Евангельские сюжеты.
Я, всё в той же коленопреклоненной позе, подползла к Гробу Господню. Не помню, вставала ли тогда вообще. Но у Святая Святых, приложившись устами к великой святыне, на которой был погребен и воскрес Христос, я не смогла сдержать слез. Они сами заструились из глаз, из глубины сердца, оттуда, где по ощущениям находится наша душа. Я чувствовала ее в этот миг. Она давала знать о себе болью, радостью, горем, счастьем, исступлением - калейдоскопом самых разных чувств, которые я испытывала, в один миг выудив из альковов памяти страстную неделю Христа и Его воскресение.
Хотелось всего и сразу: положить на Гроб Господень свою непутевую голову, обнять его крепко обеими руками и слиться с ним воедино, втиснувшись в мраморную плиту, - до того это было непередаваемое ощущение единения с Господом.
Он был там. Я это чувствовала. Если бы я могла узреть Господа зримым образом, я поступила бы в точности как евангельская грешница, упавшая пред Ним ниц и лобызавшая Его святые ноги, а затем омывшая Его слезами и драгоценным миром. Я тоже бережно обняла бы ноги Спасителя своими руками, залилась бы слезами и не отпускала Его никуда-никуда и никогда-никогда. Лишь бы только Он был рядом - мой милосердный и благой Господь. Такова моя любовь к Нему. Любовь дочери к Отцу. Иной не знаю и не ведаю.
После святой Кувуклии камень Миропомазания меня уже сильно не впечатлил: на нем, по Священному Писанию, омывали и помазывали тело Иисуса Христа после распятия. Видимо, я еще не вернулась с неба на грешную землю, и подходить к нему надо было до Гроба Господня. После Святая Святых эффект был уже не тот. Хотя все же был. Поэтому, братья и сестры, советую вам поступить иначе: сначала посмотреть все приделы Воскресенского собора, а самое удивительное - Гроб Господень - оставить напоследок. Так будет лучше.
Пришла я в себя только после елеопомазания, когда священник крестообразно нанес освященное масло на мой лоб.
После вечерней службы мы еще раз прогулялись с дочкой по территории монастыря, осмотрели окрестности, а после отправились в обратный путь, хотя уезжать нам совсем не хотелось. Вдохновляла только мысль о том, что рано или поздно мы с Машенькой обязательно вернемся в Новый Иерусалим, построенный по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. И мы вернемся, даю слово.
Храни вас Бог, братья и сестры!