Найти тему

Шотландская народная магия и мертвецы (часть первая) – Погребальные обычаи и предания, связанные со смертью.

Оглавление
Нигде, даже в наше время, религиозные ритуалы и обычаи не оказывают более сильного влияния на большинство людей, чем в кризис смерти и погребения.

Миграция, исследование и вторжение - это культурное взаимодействие обеспечило Шотландии богатое разнообразие и глубину фольклора. До того, как влияние кирка(церковь/приход) и изгнание мертвых на официальные кладбища, пикты, кельты, скандинавы, римляне, викинги, англо, саксы и другие оставили глубоко укоренившиеся верования. Эти философии сформировали уникальную форму фольклора, связанную с мертвыми и рожденными в этом плавильном котле.

Лиминальные мертвецы и Даоин Майт.

Возвращение мертвых, их гниение и разложение - это общая объединяющая картина страха. Болезни, зло, безумие, месть, проклятия, испорченный урожай и разрушенные средства к существованию ассоциируются с ними во многих обществах, как современных, так и исторических. На обороте мертвые ассоциируются с духами-покровителями и божеством. Например, гэльский пример того, как предок превратился в божество, - это сказка о Донне. Первый из милезианцев, умерший в Ирландии и ставший Повелителем Мертвых. Его красные всадники и лодка, доставляющая мертвых в его дом. Другие предки стали духами-покровителями. Их истории, давно забытые, можно найти похороненными в шотландском пейзаже. Скрыты в названиях городов, рек и долин.

То, как современные шотландцы воспринимают мертвых, отличается от восприятия их предков. Мертвые были движущимися, бродячими существами, которые могли есть и сражаться, например. Мышление изменилось. Активные действия кирка привели к появлению живых мертвецов во снах, фантомах, а иногда и демонах. В Шотландии хранителями этих преданий стали sìth , даоин мэйт (добрые люди). Курганы шотландских предков, курганы Сидхе (сидхи, сиды). Вера в фей - хранилище всего, что нельзя было учесть в растущей идеологической экспансии христианства. Я думаю, что поклонение Чистилищу и святым было определенной попыткой перенять некоторые из более ранних верований в почитание предков, с которыми церкви нужно было конкурировать.

Шотландские предки делили мертвых на разные категории. Мы сосредоточимся на двух из них – беспокойных(неупокоенных) и мирных мертвых. Вмешательство людей посредством народных обрядов и / или судьбы перемещало умерших между этими категориями. Например, те, кто не получил права на похороны или не был «отпущен» родными, кто был убит или совершил акт самоубийства, станут беспокойными мертвецами.

«Открой замок, положи конец раздорам. Приди к смерти и передай жизнь.» – шотландское народное заклинание, призывающее смерть.

Исследователи неупокоенных мертвецов, которые беспокоят живых, отметили, что они умерли во время предельной стадии, ситуации, например, как мертворожденные, роженицы и т. Д. Шотландская народная магия фокусируется в первую очередь на лиминальности. Именно в это переходное время люди больше всего беспокоились о вмешательстве даоин мэйт “доброго народа” или сидхе / ситхов. Не случайно смерть связана и с этим временем.

Сэр Орфео - первая страница
Сэр Орфео - первая страница

Примером, который помогает нам понять эту идею о предельных мертвых, которые все еще живы, является стихотворение под названием "Сэр Орфео". В поэме сэр Орфео путешествует, чтобы спасти свою жену, которую похитил король фей. Сойдя с ума в пустыне, он видит, как она путешествует мимо в волшебном войске, и бросается за ней. Он оказывается в новой стране - потустороннем мире. Это очень похожая история, которую вы услышите в кельтских мифах о путешествиях. Находясь там, сэр Орфео замечает, что стены замка и впечатляющая сводчатая крыша сделаны из все еще живых мертвецов, большинство из которых искалечены и страдают.

Эти обезглавленные, задушенные, сожженные и утопленные были еще живы. Как это так? Состояние мертвых показывает, что они умерли нехорошо. Для шотландца и ирландца мертвые были бы унесены телом и душой Сидхе. Такие фразы, как “ни один из двадцати не умирает настоящей смертью, все они переходят в другую жизнь” и “когда человек умирает, он вообще не умирает, но даоин мэйт забирает его”, показывают веру в то, что мертвых забирают в другое место. Другой вид смерти, как мы понимаем сегодня.

Идя по стопам сэра Орфео. Мы рассмотрим особый страх перед «плохой смертью», сосредоточив внимание на основных моментах, которые помогут нам понять некоторые современные шотландские народные и погребальные обычаи, обсуждаемые позже.

Неупокоенные мертвецы – самоубийства в римской, скандинавской и шотландской культурах.

Примером плохого креста смерти в культурном и временном плане является страх самоубийств. Я сосредоточусь на двух разных культурах, которые повлияли на шотландские верования, римлянах и викингах (скандинавах и англосаксах), и попытаюсь вплести их влияние в шотландский фольклор.

Римляне считали мертвых нечистыми и опасными. Они предложили им сохранить расположение мертвых или помешать им совершать злодеяния. В Риме они называли неупокоенных мертвых лемурами,ларвами или личинками. Мертвые могут принести несчастье, безумие и болезни. Безумие иногда называли "одержимым личинкой" (использовалось слово larvaetus). Эти беспокойные мертвецы были духами преступников, людей, которые умерли странным и необычным образом, тех, кто умер насильственной смертью (кроме военных), преждевременно, как самоубийство, или не имели могилы или места упокоения, как те, кто погиб в море. Мертвых, таких как самоубийцы или преступники, никогда не клали в «дома мертвых» и не оставляли гнить в поле за городом, жертвы убийств хоронили там, где они упали, или на перекрестках дорог. Мертвые, которые умерли без обязательных погребальных ритуалов, были обречены на беспокойное «хождение» и превращение в личинки.

Многие из этих мертвых изгонялись. Например, отец семейства, который выступал в роли “священника” для семьи (pater familias), должен был предпринять шаги, чтобы отогнать мертвых на фестивале Лемурии . Бросание бобов и удары по медной чаше были одним из способов, которым он мог бороться с этим вторжением. Медная чаша позже стала Железной по мере развития железного века.

Бобы и мертвецы

Крупные бобовые цветки - обратите внимание на черный внутренний цвет
Крупные бобовые цветки - обратите внимание на черный внутренний цвет

Бросание бобов… Интересно, а зачем кому-то бросать бобы в мертвых? Во времена Римской империи бобы ассоциировались с духами. Говорили, что духи умерших путешествуют по полым стеблям широкой фасоли, в конечном итоге созревая до полной фасоли. Каждый боб представлял дух умершего человека. Когда человек ел бобы, он выпускал дух мертвых через свое дыхание. Это народное поверье демонстрирует один из механизмов того, как связывают мертвых с родом растения, в анимизме. Испускание газов являлось признаком того, что мертвые убегали. В наших реалиях эта идея звучит очень смешно, что мол мы «полны духов», но в те времена это не на шутку заботило римлян. Как пример - Пифагор.

У Пифагора были довольно странные верования, даже для своего времени. Он управлял коммуной, в которой последователям запрещалось носить шерсть, откусывать от целой булки, трогать белого петуха, перешагивать через перекладину и надевать левую сандалию раньше правой. Однако лучшая часть его убеждений была связана с бобами.По одной из теорий, его вера, в то, что человек это практически боб, в конечном итоге привела к его кончине. Однажды сын богатого дворянина по имени Килон пытался попасть в культ бобов Пифагора, но был отвергнут за нежелание соблюдать правила, включающие 5 лет молчания перед тем, как вступить. Килон собрал толпу, чтобы напасть на Пифагора и сжечь здания коммуны. Когда сектанты убегали, толпа заколола их до смерти, но Пифагору удалось спастись благодаря своим друзьям, которые образовали человеческий мост, чтобы вытащить его из здания. К несчастью, когда он бежал, случилось самое худшее: путь привел его прямо в бобовое поле.Отказавшись топтать бобы, совершая тем самым геноцид, Пифагор остановился и был зарезан.

Затем бобы стали защитными, потому что люди оставляли бобы для мертвых, поскольку они представляли других духов, которых они могли забрать вместо своих собственных.Итальянцы до сих пор едят печенье в форме фасоли под названием “фаве деи Морти” в день мертвых сегодня.

Некоторые предполагают, что бобы имели такое же отношение к кельтам. Археологи нашли в курганах кельтской эпохи несколько горшков, наполненных бобами, которые могут быть связаны с погребальными травами. Это неясно и пока только гипотеза.

Мертвые и перекресток

Римляне были бессильны помешать беспокойным мертвецам проникать в их дома в несчастливые дни фестиваля Лемурии(9, 11 и 13 мая), когда духи дверных проемов сговорились впустить их. Другим праздником в честь умерших был римский праздник Ларалии или Компиталия. Это мероприятие проводилось на перекрестке дорог в середине зимы (так же, как и в наше время Йол / Йоль) в честь ларес компиталес (личинка перекрестка дорог, отсюда и название Ларалия). Этот праздник перекрестка дорог отмечался Pater Familias(главой семейства), а не официальным священнослужителем. Я думаю, что это важное различие. Семьи отцов вешали на деревьях на перекрестках деревянные куклы (maniea) или маски из коры (oscilla). Они представляют собой фетиши, которых неупокоенные мертвецы должны были взять вместо настоящего члена семьи. Интересно, что в Шотландии есть Сидхе относящиеся к Билтейну. Даты очень похожи на фестиваль Лемурии. La Bealltainn, Samhuinn и Yule ассоциируются с мертвыми и добрыми людьми / Сидхе.

ПРИМЕЧАНИЕ
Святочные празднества в христианстве происходят из англосаксонского,кельтского и скандинавского наследия викингов.

Перекрестки дорог до сих пор остаются местом в шотландском фольклоре, где, как говорят, открыты дороги в потусторонний мир. Влияние Рима вполне может быть механизмом и причиной. Мы видим более позднюю ссылку на “вы не должны делать никаких привязок или заклинаний на хлебе, травах, которые вы спрятали бы на деревьях, пересекая две или три дорожки” (см. Capitula sub Carolo Magno, 744AD). Хотя это и не характерно для Шотландии, но это свидетельствует о широко распространенной в Европе вере, которая все еще существовала в в то время. Известно, что англосаксы также произносили заклинания на хлебных “идолах”, так что, возможно, это отсылка именно сюда. Сегодня на перекрестках дорог люди возводят ниши со Святыми, крестами или другими апотропейными приспособлениями. Это интересное гипотетическое выживание веры от древности до наших дней.

Страх перед самоубийством умерших присутствует в Шотландии еще долгое время после Рима. Даже около 1824 года. История гласит …

В Банфшире произошла огромная драка, чтобы помешать захоронению самоубийцы во дворе кирка. Сильные люди прихода получили известие о том, что похороны состоятся и отправились в путь до рассвета,неся крепкие палки в качестве оружия. Они расположились вдоль церковной стены, а самые сильные заблокировали ворота. В конце концов, гроб самоубийцы, окруженный пьяной и такой же разъяренной толпой, вооруженной заостренными лопатами, прибыл, и произошло ожидаемое.
Завязалась борьба, пытаясь помешать похоронить самоубийцу на церковном дворе. Многие, по-видимому, “превратились в пыль” в этот день. В конце концов, группу, несущую умершего самоубийцу, не пустили. Тело похоронено близко под церковной стеной. Крышку подняли перед тем, как похоронить. Купорос - старый термин для обозначения серной кислоты , вылитой на нее, растворяющей тело. От запаха толпу тошнило. Купорос использовался для того, чтобы тело не было поднято в течение предстоящей ночи и возвращено туда, где жила их семья. Боялись, что усопших поставят напротив входной двери, чтобы они упали к ногам первого человека из их семьи, который откроет ее утром.

Идея о том, что самоубийство не должно получить благословенное погребение, является распространенной христианской верой. Эти мертвые были бы нераскаянными или неупокоенными без отпущения грехов. У шотландцев есть и другие более странные примеры. Тела самоубийц хоронили на перекрестке четырех дорог или в каком-нибудь другом малолюдном месте, напоминающем обряды римских предков. Сквозь тело самоубийцы был вбит кол. Кол в теле должен был помешать беспокойным мертвецам «физически» восстать из могилы. Это так же была норвежская и англосаксонская вера. Вы можете прочитать больше об этом в рукописи преподобного Уолтера Грегора, 1874.

Народ верит, что на могиле самоубийцы ничего не вырастет. Любая беременная женщина, которая переступит через нее, потеряет своего ребенка. Похоже на действие сидхе, "взрывающих фей", людей или нелюдей, идущих по "феар гортах" (Голодной траве) . Считалось, что Голодная трава была либо вызвана тем, что ее посадили фейри, либо рядом с ней был похоронен нераскаянный беспокойный труп. Голодная трава сыграла огромную роль в голоде в Ирландии в 1840-х годах. Еще одна связь между сидхе и неупокоенными мертвецами.

Норвежцы и англосаксы верили, что мертвые, как говорят, больше бродят в Йол (йоль), но могут делать это в любое время года. Одно упоминание в саге об Эйрбиггья (глава 54) подтверждает это:

“В то утро, когда Тород и его люди отправились на запад от Несса, все они пропали у Энни; корабль и рыба причалили к берегу под Энни, но трупы не были найдены. Но когда эта новость стала известна в Фродисуотере, Киартан и Турид пригласили своих соседей в арвейл, и их святочный эль был взят и использован для арвейла. Но в первый вечер, когда мужчины были на пиру и заняли свои места, в зал вошли гудман Тород и его товарищи, все они промокли насквозь ”.

Викинги верили, что мертвые вернутся, но не духом, а лично. Важно подчеркнуть разницу, поскольку в шотландских обычаях смерти я хотела бы сослаться на примеры,которые происходят на поминках. Позже будет больше смысла, если мы подчеркнем это сейчас.

Шотландские обычаи смерти – предвестие смерти

Существует поверье, что смерть следует за нами, нам преподносят знаки и предзнаменования, и смерть редко удивит, если мы знаем, что искать. У шотладнских кланов и семей есть дух-покровитель, у которого есть свои уникальные знаки и предзнаменования смерти. Самый известный пример этого - причитания бхеан си (волшебных женщин). Она предупреждала людей (обычно только тех, чья фамилия начиналась с Maк или O’) о приближении смерти. Другие духи-хранители могут проявляться по-разному с различными знаками, от звуков, таких как лай собак или рев быков, до огней и животных.

Интересно, что в фольклорном мифе бхеан си (англицизированный как банши) возник из-за смерти профессионального плакальщика, известного как пронзитель или глашатай. На похоронах и поминках служили хранители, которые оплакивали умерших стонами, песнопениями, плачем и т. Д. Один из рассказов об этом процессе содержится в письме Патриции Лайсагтс:

“она (банши) была одной из глашатаев. Она не сказала, кто она, но тогда людям всегда говорили, что банши принадлежит к глашатаям. Любой, кто был в этом в былые времена, остался, что они будут плакать, я полагаю, когда они будут мертвы. Но их называли банши, и вы слышали, как плачет каждый из них ”.

По другим народным поверьям, звон колоколов в ушах, известный как “дейд белл”, был верным признаком приближающейся смерти. Мог быть звук стука, в наборах из трех ударов, которые не сделала человеческая рука, происхождение термина, когда “смерть приходит со стуком”. Предметы, которые будут использоваться на похоронах, могут перемещаться по дому, или люди увидят огни, известные как “дейд каннелс”, следующие по будущему пути похорон. Увидеть двойника человека, известного на гэльском как тайбсе, было верным предзнаменованием смерти, которая постигнет этого человека. Видеть тайбхсе был особым даром для тех, у кого есть второе зрение, или тайбхсар. Другие, столь одаренные (или проклятые), могут увидеть серый туман вокруг головы человека, который скоро умрет, испытать приступ, вызывающий предвидение похорон, или увидеть их завернутыми в свою простыню. Другие признаки смерти были связаны с птичьими предзнаменованиями. Совы (cailleach-oidhche – старая леди ночи – шотландский гэльский), кричащие из-за вашего окна или над вашей головой, являются явным признаком быстрого приближения смерти. Вы можете прочитать больше об этом в шотландских суевериях смерти, James Napier, 1879.

У Гримма найдено множество примеров схожих верований шотландских предков-скандинавов и викингов. Версия мифологии германцев Мейера содержит список из более чем 2600 подобных суеверий . Смерть приходит за вами, когда в канун Рождества ваша тень становится безголовой, в доме сама собой гаснет свеча или падает доска, на которой несли покойника.

Термин, используемый викингами для описания кого-то, от кого веяло смертью, выражался в слове feigr “суждено скоро умереть”, и даже животные могли носить этот знак. Как это выглядело? Не знаю, я не нашла никаких записей на этот счет. Интересно, что feigr ссылается на среднеанглийское слово fey через этимологию. Слово "фейри" используется для описания фей (или сидхе), но также означает мертвых или обреченных на смерть. Совпадение, я думаю, нет.

Шотландские обычаи смерти – выкладывание мертвых

Современный саванн у шотландцев
Современный саванн у шотландцев

Большое значение придавалось надлежащим обрядам вокруг смерти. Например, первой задачей молодоженов было сделать свою собственную простыню или саван. Если бы невеста умерла без савана, это означало бы, что обряды смерти не могли быть соблюдены должным образом. Мертвые не найдут покоя. Неупокоенные мертвецы были плохой идеей, поскольку они принесли бы трудности, болезни, безумие и другие разрушения на семью.

Народные обряды, сопровождающие захоронение тела, сохранились в различных фольклорных записях и следовали аналогичному порядку. В момент смерти все окна были открыты, а железные предметы были помещены в любые продукты питания, масло, сыр, виски и т. Д. Иначе «маленькая» смерть заражает их и удаляет из них “торад” (удачу). Железо - это та же защитная мера, которая используется для предотвращения появления сидхе. Все зеркала, покрытые белой тканью, и все часы были остановлены. Это демонстрация того , что в земной суете нет места для мертвых, а время не имеет значения. Покрытие зеркал могло иметь и другие цели. Некоторые рассматривали зеркала как связь с другим миром. Если в семье была пасека то пчелам также сообщали о смерти в доме. А иногда ульи отворачивали от процессии, накрывая их вуалью.

ПРИМЕЧАНИЕ
Существует много народных преданий о том, что пчелы являются посланниками смерти в потусторонний мир.

Тело будет вымыто, одето и очищено. Если на кровати, на которой они умерли, были птичьи перья, их клали на пол.

ПРИМЕЧАНИЕ
В птичьих перьях было что-то такое, что мешало мертвым обрести покой.

Тело было положено на strykin beuird – деревянную доску, иногда имеющую форму основания гроба. Райт(рабочий по дереву) из деревни обычно приносил эту доску, и тело закалывали или укладывали на нее и накрывали их намотанной простыней.

Подобным образом германские предки шотландцев укладывали усопших на доску или камни. «Закройте рот и глаза и залепите ноздри и задний проход воском.» Глаза закрывались, чтобы защитить собравшихся от сглаза. Закупорка отверстий в телах должна была помешать духу и другим жидкостям организма выйти наружу. Они были снабжены обувью под названием Helskor “обувь Хель”, чтобы им было легче перейти в следующую жизнь. Эти туфли упоминаются в песне the Lyke wake Dirge. Их называют «хосен» и «шун». Они защищали усопших в их путешествии в чистилище. Позже труп выносили через окно или в свежесделанное отверстие в стене, которое после заделывали. Это было сделано для того, чтобы ошеломленные мертвецы не могли найти дорогу назад.

Шотландская низменная народная магия Обряд погребения трупов

В рукописях имеются записи о погребении трупов и благословении шотландской народной магии. Этот пример взят из Шотландской низменности, поэтому может не относиться к остальной части Шотландии. Я предлагаю ознакомится с ним. Он демонстрирует, как общины справлялись со своими смертями без церковного присутствия.

После того, как тело обмыто и завернуто в саван, одна из старейших женщин должна зажечь свечу и трижды помахать ею вокруг тела.

ПРИМЕЧАНИЕ
В роли, напоминающей римского отца Семейства, “народного” священника, но исполняемого женщиной, распорядительницей церемоний.

(Этот небольшой народный ритуал похож на пожирателя грехов. Пожирателем грехов был бедняк из общины, который ел соль и хлеб, разложенные на трупе. Особенно, если священнослужителя не удалось найти. Он часто был изуродован или каким-то образом стал калекой/юродивым и поэтому был своего рода козлом отпущения за грех сообщества. Он съедал грехи мертвых, чтобы они могли обрести покой. Здесь и появляется мысль о“неупокоенных мертвецах”, вызванных грехом, а не действиями из жизни, как мы обсуждали ранее. Для меня это наглядный пример приукрашивания старой веры христианским лоском.)

Затем она должна отмерить три горсти обычной соли в глиняную тарелку и положить ее на грудь трупа. Наконец, она ставит три "тумабы" или пустые тарелки на очаг, как можно ближе к огню. Все участники, выходящие из комнаты, возвращаются в нее задом наперед, повторяя «Рифму Сайнинга»:

Thrice the torchie, thrice the saltie
Thrice the dishes toom for loftie
These three times three ye must wave round
The corpse until it sleep sound Sleep sound and wake nane Till heavens the souls ganeIf ye want that soul to dee
Fetch the torch frae th’Elleree,Gin want that soul to live Between the dishes place a sieve An it shall have a fair fair shrive.
ПЕРЕВОД
Трижды зажги факел, трижды посоли (факел = свеча, посолить = соль)
Трижды помойте посуду для лофти (лофти – это похвала)
Эти три раза по три вы должны махать вокруг Трупа, пока он не заснет Крепким сном и не проснется, когда исчезнет душа. Если вы хотите, чтобы эта душа жила , принесите факел от Elleree, если хотите, чтобы эта душа умерла, между тарелками поместите сито и она будет иметь справедливый шрив.(Шрив - это покаяние, чистилище по нашему)

Этот обряд называется «Дишалуф». Иногда (как указано в стихах) между тарелками помещают сито. Та, кому посчастливилось приложить к этому руку, должна сделать больше всего для души, придавая этому “справедливый порядок”. Если в обряде пропускают сито, это предвещает плохое для души.

ПРИМЕЧАНИЕ
Сито появляются во многих шотландских ритуалах гадания, связанных с будущим и мертвыми.

В других западных графствах посуду ставят на бункер рядом со смертным одром. Служители сидят, опустив руки в тарелки, они "моют" их, то есть они предсказывают судьбу, поют песни или повторяют рифмы. В какой-то момент, как говорят, труп, нахмурившись, поднимается и опускает свою холодную руку в одно из блюд. Предвестие смерти той, чья рука была в этом блюде. Это отражает традиции оживления мертвых после смерти. Интересна связь мертвых с предсказанием судьбы.

Свечу для зажжения в этом ритуале следует получить у провидца - Эллери

ПРИМЕЧАНИЕ
Этот термин относится к саксонскому термину, обозначающему бузину, но в данном случае обозначает кого-то со способностями провидца. У шотландцев (шотландцев с германским влиянием) слово Eller также часто обозначает ольху (Alnus glutinosa), иногда бузину. Слово Elleree, означает человека со сверхъестественной проницательностью; провидец.

или от человека с ”косолапостью" (плоскостопием), "круглыми глазами" (с большой частью белого в глазах) или ланглипитом (толстые выступающие губы). Все это признаки прикосновения Сидхе/невезучих. Однако, имея дело со смертью, эти люди считались самыми удачливыми. Вот еще одна связь между мертвыми и сидхе.

Самодельная поминальная/святочная свеча
Самодельная поминальная/святочная свеча

Мосстроуперы - фольклористы того времени считали, что свеча для погребения должна быть сделана из жира убитого врага или, по крайней мере, убитого человека. Свеча должна гореть всю ночь на столе, покрытом белой скатертью, и до тех пор, пока тело остается в доме. Маленький круглый стол, на котором стоят свечи, ни в коем случае нельзя использовать ни для чего другого.

ПРИМЕЧАНИЕ
Мосстроуперы были разбойниками середины 17-го века, которые действовали на границе между Шотландией и северными английскими графствами Нортумберленд и Камберленд в период Английского Содружества, до Реставрации. Очень похоже на более ранние Пограничные рейверы.

В других народных поверьях их называют святочными свечами. Эти специальные свечи для поминовения усопших были остатками особенно больших свечей, зажженных на Йоль и погашенных в конце дня. То, что осталось от свечи, было сохранено и спрятано, чтобы сжечь на собственных “поминках” (похоронах) владельцем. Хорошая отсылка на праздник Йоля и мертвых, и я думаю, что более вероятный источник свечей, чем убийцы Мосстроуперы.

ПРИМЕЧАНИЕ
В 1645 году Генеральная ассамблея приняла законы, запрещающие проводить поминки из-за того, насколько “грязными” они стали, которые пришлось усилить в 1701 году, потому что никто не обращал внимания на первоначальный закон.

Шотландские обычаи смерти – бдение, сидение и поминки

Представьте, что вы сидите над мертвым телом, освещенным только двумя мерцающими свечами всю ночь. Представьте запах гнилостных газов выходящих в виде отрыжка и т.д. из раздувшегося трупа . Каждое бульканье и шум немного наводило на мысли, как будто тело все еще было живым и двигалось. Такова была ситуация с бдением по усопшим. За телом наблюдали до 8 дней, известных как мертвые дни, и все было далеко от санитарных норм.

Впечатления художника о поминках/бдении
Впечатления художника о поминках/бдении

Это бдение можно назвать "сидением", когда солнце находится над горизонтом, и "пробуждением"(lykewake) после наступления темноты. У lykewake есть этимология в германских языках. «Лайк» означает труп, а «пробуждение» означает наблюдать.

ПРИМЕЧАНИЕ
В скандинавских и шведских языках слова для поминок по-прежнему “ликваке” и “ликвака”.

Родственники и знакомые должны присматривать за телом. Другая пара могла сменить их, когда они слишком уставали.

В таких случаях не всегда все идет так, как планировалось. В сказах говорится о том, что мертвые сидят нахмурившись, невидимая рука предварительно переместила ком земли или блюдо с солью на кровать. Что-то было опущено при Погребении или иным образом, и труп был недоволен. Чтобы помочь с монотонностью (и, возможно, страхом), веселье, танцы, шутки, пение и игры сопровождают поминки в Шотландии. Те, кто был близок к умершему, давали еду, питье, табак обычный и нюхательный по мере необходимости. Это означало, что похороны и бдения могут быть дорогостоящими. Гости могли и сильно напиться. Играли в карточные игры. Иногда гроб использовался как карточный стол. Не было ничего необычного в том, что мертвое тело участвовало в играх. Народная история рассказывает об одном случае, когда происходила пьяная игра в прятки. Несколько молодых людей вытащили тело из гроба, и один из них спрятался на его месте. Когда его наконец нашли, он был абсолютно мертв, и тело, первоначально находившееся там, найти не удалось.

Важно, чтобы каждый наблюдатель на бдении прикоснулся к трупу рукой. Говорят, чтобы они не видели снов об усопших. Добрая ласка и сопровождающие ее слова любви показали бы, что они не причинили покойному вреда. У этого была и другая цель. Их предки-викинги очень беспокоились о том, что мертвые вернутся, чтобы отомстить за убийство. Говорили, что у трупа из ран идет кровь, когда к нему прикасается его убийца. Об этом можно прочесть в книге короля Джеймса I “Демонология": "При тайном убийстве, если убийца когда–либо после этого прикоснется к мертвому телу, из него хлынет кровь, как будто кровь взывает к Небесам о мести”.

На животе умершего должна была быть тарелка с горкой земли или, при случае, небольшим зеленым кусочком дерна или соли. Говорили, что это предотвращает вздутие желудка от газов. Самое интересное, что добыча этой земли происходит в другое время – при передаче фермерского имущества, новый хозяин должен позаботится о такой горстке. На галльском языке эта земля была известна как Fad-seilbh, земля владения, заражение; земля или горсть земли, отдаваемая продавцом покупателю земли. В саксонских молитвах, обращенных к сельхозугодьям и к верховьям рек, также фигурировала земля. Я думаю, что присутствие земли имеет большее значение. Важность земли с фермы или земли, на которой они работали, была бы очень важна, если бы людей больше не хоронили на семейном кладбище на территории фермы. Возможно, это был способ поддерживать с ними контакт, но почему?

Их предки-викинги отмечали бдение над трупом аналогичным образом. Записи бдений, сопровождавшихся пением и танцами, записаны Бурхардом из Вормса. Ян де Фриз в “Германской религии", том 2, упоминает Совет Арля (524 г. н.э.), который сформулировал это так: "миряне, которые бдят над мертвым человеком, должны делать это со страхом, трепетом и уважением. Пусть никто не рискует петь дьявольские песни, кружиться или танцевать, как это обычно делают язычники под влиянием дьявола ”. Интересны переплетения деяний, проводимых во время бдения умершего человека.

От дома до места захоронения – процессия

Ирландская поминальная процессия
Ирландская поминальная процессия

Похоронная процессия происходила в Шотландии после того, как мертвое тело одевали в погребальную одежду, а затем клали в гроб. Эта часть процесса называлась “кицан”. Она длилась до 8 дней или более с тех пор, как тело было отправлено для бдения. Иногда часть савана или наматываемой простыни брали с прядью волос умершего человека перед кицаном. Затем из этого делали салфетку, которую надевали в воскресенье причастия или на другие кицаны.

ПРИМЕЧАНИЕ
“Кицан” - это погребальный процесс с момента когда тело готово, и усопший одет в свою погребальную одежду.

Лично я нахожу это прекрасным образцом народной практики.

Не было ничего необычного в том, что все были изрядно пьяны с момента проведения кицана и до того момента, когда труп был готов к отправке в мир иной. “Чтобы пивной волшебник был готов к подъему”, то есть готов к работе, перед дверью ставили два стула. Спицы, стержни, используемые для переноски гроба, подогнаны под него (обычно на взрослого человека приходилось 8 спиц).К гробу, или носилкам, или спицам, на которых его несли, относились с особым почтением, если они были сделаны из рябины.

‘A chraobh chaorrainn sin ’s an dorus,
Theid thu fotham-sa dh’an chill,
Cuirear m’ aghaidh ri Dun Dealgan,
S deantar dhomh-sa carbad grinn.’

ПЕРЕВОД

Ты, рябиновое дерево перед дверью,
Ты должен пройти подо мной к месту погребения,
Мое лицо должно быть обращено к Дан Диалгану,
И для меня должны быть сделаны красивые носилки.

Гроб был покрыт мертвой тканью(ткань Морты)(или пледом, если семья была слишком бедной).

ПРИМЕЧАНИЕ
Ткань Морты была предоставлена в аренду у кирка. Деньги от арендной платы идут бедным.

Стулья были перевернуты, как только гроб сняли с них и оставили там. Они ставились в обратное положение, только после захода солнца и после мытья. Если бы эти стулья не были перевернуты, дух мог бы вернуться к ним. Это показало бы, что надлежащая процедура была нарушена и привела к беспокойству мертвых.

На саму процессию всех животных выпускали из ворот фермы и увозили. Нередко похороны сопровождались ревом крупного рогатого скота, что было знаком благоговения и почтения к усопшим.

Тут в ссылке копия записанной поминальной песни.

В некоторых преданиях говорится, что на церемонию ходили только мужчины, а женщины оставались на домашней службе. Тем не менее, у меня есть записи о том, что сначала женщина поднимала гроб, а затем передавала его мужчинам. Тело не возили через поле, по крайней мере, когда поле накрывало туманом. Природное явление предписывались сидхе, как уже обсуждалось выше с понятием "Голодной траве". Похоронная процессия ни в коем случае не шла окольными путями, а двигалась по Кирк-роуд. Дорога, по которой умерший «шел к дому бога, должна быть дорогой, которую он выбрал после смерти». У их германских предков был очень похожий обычай проходить "путь в ад", и он упоминается в Поэтической Эдде.

Во время этой процессии мы получаем отсылку-инструкцию по шотландской народной магии - собирать воду из мартовского ожога (пограничного ручья), который пересекали как живые, так и мертвые. Этот ручей можно найти вдоль кирк-роуд. Эта форма воды в шотландской народной магии очень распространена, используется в очищении, борьбе со сглазом и т.

Гроб или Рестин стейн
Гроб или Рестин стейн

На тропе, где покоилось тело, были сложены камни, называемые Рестин стейнс или небольшие пирамиды из камней. Если Кладбище находилось далеко (для сельских общин это могло быть довольно далеко), или даже если нет, виски пили во время процессии и на остановках для отдыха. Состояние похоронной процессии может быть довольно пьяным из-за всех формальных и неформальных выпивок. Старые счеты иногда всплывали на свет во время прогулки к церкви. Разбитые лица и носы не были редкостью в драках. Некоторые процессии были настолько пьяными и шумными, что им удавалось потерять усопших в снегу по дороге в церковь. Никто даже не замечал, пока они не шли уже конкретно хоронить тело. Вы можете прочитать гораздо больше об этом в книге "Смерть и погребение в Дамфрисе и Галлоуэе", 1911.

Оказавшись в кирке, тело может быть похоронено у Личгейта. После того, как гроб «отдохнет», его пронесут по двору кирка по солнечному вращению к месту его погребения. Как только последняя земля покрывала гроб, наливалась еще одна порция виски, и люди возвращались домой к заключительной части похоронной вечеринки. Иногда упоминается как Дируг или панихида.

Погребальный пир

Археологические находки пиршеств, происходящих на местах англосаксонских захоронений, предполагают, что празднования на могилах происходили до вмешательства Кирка. Засыпка поверх трупа заполнена керамикой, осколками костей и другими подобными предметами, связанными с празднеством. Эти празднования проходили до того, как Кирк прекратил эти мероприятия, о чем свидетельствует датировка на местах захоронений. Из свидетельств ясно, что пир на могиле или рядом с ней, пока тело было еще «свежим», происходил очень часто. На третий, седьмой и тридцатый день после смерти человека должно было состояться больше пиршеств.

По шотландским погребальным обычаям, после похорон хлеб и воду клали в дом, где держали покойника для поминок. Это было сделано в надежде, что дух умершего вернется, чтобы поесть. Если бы эти подношения не были оставлены мертвым, они бы не упокоились. Я нахожу, что эти две практики перекликаются друг с другом по намерению.

Другие обычаи смерти

В Дании было запрещено хоронить мертвых в одежде живых. По мере того, как одежда гниет, человек, которому она принадлежала, угасал. Вы не должны плакать над мертвым человеком или, что еще хуже, позволять слезам падать на него. Это заставило бы мертвых беспокоиться. Если кто-то умирал не очень легко, обычно открывали дверь. Отпирая замок, они говорили: “Открой замок, положи конец раздорам, приди смерть и передай жизнь”.

Они также переворачивали горшки вверх дном и открывали окна по аналогичным причинам. Это должно было помочь людям легко умереть, и подобные практики встречаются при рождении. Существует поверье, что смерть наступает только во время отлива, а рождение - во время прилива. Вода должна была полностью вытекать, чтобы кто-то мог пройти, и полностью входить, чтобы кто-то родился. Если вы прошли отлив, вы не уйдете до следующего.

Погода в мертвые дни была благоприятной. Попавшая на вас земля или грязь из открытой могилы показала бы, что усопший наслаждался счастьем. Ураган мог произойти, если "было совершено какое-то нечестивое деяние, которое так и не было раскрыто", или если покойный заключил договор с сатаной, в случае с теми, кто, как говорили, обладает иной силой, чем их собственная. Голубь и ворона сражались над могилой, бросаясь к гробу, чтобы посмотреть, кто из них доберется до него первым. Иногда, говорят, они летели с такой силой, что птица пробивала крышку гроба.

Заключение

Во введении к этой серии я подчеркнула фокус шотландской народной магии на духах и мертвых и рассказала, как из-за этого фокуса она отличается от других традиций. Мероприятия, проводимые на похоронах и вокруг мертвых, подтверждают идею, что шотландская народная магия связана с управлением духом и мертвыми. В это время потусторонний мир в основном состоит из мертвых. Мы не увидели никаких упоминаний об энергии, астрологии или сложных ритуальных действиях. Никаких кристаллов и белого освещения. Не было никаких песнопений или призывов к какому-либо богу или адскому образу, только простые народные традиции, следующие “правильному порядку вещей”.

-9

Роль мертвых как активных агентов определена. Они могли передвигаться, наслать сглаз и вернуться, чтобы посеять хаос. Подобные защитные действия проводились на похоронах, чтобы защитить мертвых и успокоить «добрый народ»/сидхов. Примеры использования железа, чтобы помешать мертвым испортить продукты, делать подношения, чтобы убедиться, что мертвые не были злыми и беспокойными, посыпать тело солью или землей, зажечь специальные свечи и убедиться, что действия выполняются в соответствии. Роли исцеления придается большое значение, как и числу три, переходящему в деосил и лиминальность. Наиболее важным является эффективное и правильное проведение этих защитных ритуалов, что бы мертвые не возвращались из-за недовольства. В целом, в их практиках для защиты от “фей” в общинах и на фестивалях квартала используются те же инструменты и методы, что и для обращения с мертвыми.

Важна главная роль, которую играют женщины в качестве священников-мирян и юродивых или калек(тех, кого коснулись сидхе). Именно эти чужаки на момент смерти считались самыми удачливыми и способными помочь.

Я думаю, что количество выпивки и пиршеств, которые имели место, также было значительным. Это относится к более ранним форматам празднования, таким как пиршества, которые предки устраивали в честь своих умерших. Важно было подарить кому-то хорошую смерть. Это гарантировало, что они не будут недовольны и вернутся. Английские писатели, которые в основном запечатлели это, сочли бы эти народные обычаи грубыми. Отсутствие благочестия выбило бы их из колеи.

Я исследовала, как связи между мертвыми и «добрым народом»
/сидхами тесно связаны друг с другом. Тем не менее, я в основном делала это через призму скандинавского / англосаксонского и равнинного шотландского влияния. Более подробное изучение региональных различий выходит за рамки интернет-статьи, поскольку наверняка есть различия, которые можно было бы устранить в районах, где преобладает гэльский язык, но в них не обошлось без влияния скандинавов / викингов. Хотя это и не полностью исчерпывающая статья, я думаю, что она содержит достаточно примеров, чтобы связать шотландскую народную магию с миром мертвых,подтверждая мое первоначальное предположение и придает этому элементу шотландской народной магии большее значение .

С ув. Ageliada!