Кристиан Диор был французским кутюрье, наиболее известным благодаря своему одноименному дому моды, который часто называют просто Диор.
Будущий законодатель моды родился 21 января 1905 года в рыбацком порту Гранвиль, расположенном в Нормандии на берегу Ла-Манша. Кристиан был вторым из пяти детей Мориса Диора и Мадлен Мартин. Его отец происходил из богатой семьи, а в начале двадцатого века ему удалось увеличить свой капитал, торгуя популярными в то время химическими удобрениями. Поэтому Мадлен не работала, а дети могли получить хорошее образование.
В 1911 году семья Кристиана Диора переехала в Париж, где Морис купил недвижимость. По решению родителей дети получали начальное образование дома. Учителя отметили склонность мальчика к точным наукам, поэтому решено было отдать ребенка в Институт политических исследований. Кристиан поступил туда учиться, но быстро бросил учебу — походы в театр и посещение художественных выставок казались ему гораздо более захватывающими и поучительными.
В итоге он начал изучать искусство, а в 1928 году открыл свою художественную галерею. Отец отказался помогать ему финансово, поэтому молодой Диор начал искать партнера. Его старый друг Жан Бон Джек был подходящим человеком для планов Кристиана. Галерея Диора и Боджека не была самой крупной в столице, но приносила им прибыль. В них проходили выставки таких художников, как Анри Матисс, Рауль Дюфи, Андре Дерен, а также показ работ Пабло Пикассо, выполненных в стиле кубизма.
После начала Великой депрессии в 1929 году, смерти его матери и брата и краха бизнеса его отца Диор был вынужден закрыть свою художественную галерею. Чтобы как-то отвлечься от выпавших на его долю несчастий, Диор решил отправиться в Советский Союз в качестве туриста. Во время этой поездки он успел посетить музеи Ленинграда, а также насладиться красотами Кавказа и черноморского побережья. Следующим шагом стало посещение островов испанского архипелага, расположенных в Средиземном море.
На Балеарских островах Кристиан снова начал рисовать. Причиной этого стало его новое увлечение — ковроткачество. Диор создавал эскизы для ковров, но воплотить их в жизнь было невозможно. Все инвесторы отказывались давать деньги на этот бизнес, потому что считали его убыточным из-за отсутствия спроса на рынке.
Вернувшись в столицу Франции, Кристиан решил отключиться от мира искусства. Сначала Диор начал искать работу в администрации, банковском деле или просто в офисе. Но ничего хорошего из этой затеи не вышло — ему везде отказывали. Финансовое положение оставляло желать лучшего, поэтому Диор решил продать одну из картин своей коллекции — «Париж», написанную Раулем Дюфи в 1925 году. После продажи полотна Кристиан продал еще несколько квартир, принадлежащих ему и его родственникам, и перевез всю семью в провинцию.
Сам Кристиан начал брать уроки рисования у своего старого друга Жана Озенна и у его учителя Макса Кенны. Первый успех не заставил себя долго ждать — Жан Озенн начал предлагать портным и журналам работы Диора (в основном, выкройки женских шляпок), и они охотно их принимали. Всего через год доход Диора стал стабильным, и он начал заниматься дизайном одежды. Его работы привели в восторг ведущего модельера того времени Роберта Пиге, который предложил Диору работу.
После года работы началась Вторая Мировая война, и Кристиана призвали в армию. По окончании службы в 1942 году он вернулся в Париж. Люсьен Лелонг, старый друг Пике, узнал об этом и сразу же предложил ему работу в своем доме моды. Кристиан принял предложение, и за короткое время ему удалось буквально поднять модный дом Лелонга с колен. В знак благодарности Люсьен повысил зарплату Диору, что позволило последнему открыть парфюмерную лабораторию и магазин, который продавал созданные им духи.
В 1946 году Кристиан покинул Лелонга и при поддержке текстильного магната Марселя Буссака открыл свой дом моды. 12 февраля следующего года в поместье на авеню Монтень состоялась презентация первой коллекции Dior, которую кутюрье назвал «Новым взглядом» («New Look»).
Новая концепция, предложенная Диором, была далека от того, что девушки и женщины тех времен носили раньше — элегантный и романтический стиль контрастировал с униформой и рабочей одеждой. Сам Кристиан назвал эту коллекцию «воплощением своих представлений об идеальной женщине и женственности в целом». Коллекция имела невероятный успех.
С 1947 по 1957 год Кристиан наверстывал упущенное, выпуская по две коллекции в год, каждая из которых стала хитом.
Когда Кристиана спрашивали, как ему удалось добиться такой популярности, Диор обычно говорил: «Женщины, с их верными инстинктами, поняли, что я намеревался сделать их не только красивее, но и счастливее».
Кристиан не собирался останавливаться. Он запустил парфюмерную линию, основанную на базе своей лаборатории. Духи «Мисс Диор», «Диорама» и «Диориссимо» стали самыми популярными ароматами того времени. В 1953 году Кристиану удалось заполучить в свою команду Роже Вивье, известного во всем мире сапожника, и модный дом Christian Dior начал производство обуви. В 1955 году Диор начал работать с мастером Даниэлем Сваровски над коллекцией украшений из горного хрусталя.
Кристиан много сотрудничал с деятелями театра и кино. Он успел поработать с такими режиссерами, как Альфред Хичкок и Клод Отан-Лара, а также с актрисами Эдит Пиаф, Авой Гарднер и Марлен Дитрих.
Годы спустя французы снимут фильм о Диоре под названием «Кристиан Диор, человек, стоящий за мифом». Кутюрье дважды номинировался на премию «Оскар» и BAFTA за лучший дизайн костюмов — за работу над «Вокзалом Термини» (1955) и «Арабесками» (1967, посмертно). Еще одной престижной наградой стал орден Почетного легиона, который Диор получил в 1950 году.
В 60-е годы Диор переживал расцвет своего творчества и личной жизни, и ничто не предвещало беды. В 1957 году кутюрье решил похудеть и отправился на лечение в маленький городок Тосканы Монтекатини Терме, где у него внезапно начались проблемы с сердцем, и 24 октября того же года его не стало.
После смерти Кристиана модный дом Christian Dior неоднократно претерпевал изменения. Одним из последних стал запуск коллекций для мужчин в 2006 году. Основными продуктами в этом направлении являются одежда и аксессуары.
В 2012 году пост председателя правления модного дома занял бельгийский дизайнер Раф Симонс. Четыре года спустя, в 2016-м, его сменила на этом поприще Мария Грация Кьюри, став первой в 69-летней истории бренда женщиной-председателем «Кристиан Диор».
«У меня была идея привлечь женщину к руководству брендом. Это то, что ему сейчас необходимо», - говорилось в заявлении президента Christian Dior Сидни Толедано.
Первые работы показали, что бывший член команды Valentino кое на что способна — Мария создала революционные коллекции, в корне изменившие восприятие продуктов классической парижской фирмы и имевшие грандиозный успех. При этом новшества не противоречили основному направлению бренда — женственности и изяществу.
Мария Грация занимает этот пост и по сей день и отвечает за разработку коллекций haute couture и ready-to-wear, коллекций аксессуаров, а также за рекламные кампании, оформление магазинов и глобальный имидж марки.
Если вы здесь, то значит дочитали! Спасибо, мне, как автору, это очень приятно. Если вы еще не с нами, то подписывайтесь!